Акция протеста затронула сотни тысяч пассажиров, и крупнейшему в Европе перевозчику она грозит не только разовыми многомиллионными убытками, но и репутационными потерями, которые могут оказаться весьма болезненными.

Требования и масштаб

Предупредительная забастовка, которая проводится по инициативе профсоюза работников сферы услуг Ver.di, стала уже второй за последний месяц. В конце марта аналогичная акция продолжалась семь часов и привела к отмене 700 вылетов. В канун нового раунда переговоров по оплате труда, которые состоятся 29-30 апреля, профсоюз решил усилить давление на работодателя: нынешняя забастовка охватывает уже весь день. Основное требование Ver.di: повышение зарплаты на 5,2% для 33 тысяч сотрудников авиакомпании.

Забастовка сказалась на работе всех крупнейших авиаузлов Германии, в том числе аэропортов Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Мюнхена, Штутгарта, Дюссельдорфа и Берлина. Авиакомпания была вынуждена отменить практически все рейсы внутри Германии и в Европе. Пострадали и межконтинентальные перевозки. Как сообщил РИА Новости по телефону представитель Lufthansa Гельмут Толксдорф (Helmut Tolksdorf), из 1,72 тысячи запланированных на понедельник вылетов состоятся только 32.

Среди аннулированных — 40 рейсов германо-российского сообщения. В частности, были отменены 22 вылета из Москвы во Франкфурт-на-Майне, Дюссельдорф, Мюнхен, Гамбург и обратно. Отменены 12 рейсов, связывающих Петербург с Франкфуртом, Мюнхеном и Дюссельдорфом, а также по два рейса между Франкфуртом и Самарой, Екатеринбургом, Нижним Новгородом. Последствия забастовки ощутили и в других странах. Так, из Брюсселя были отменены 19 рейсов во Франкфурт-на-Майне и в Мюнхен. Пострадало и эстонско-германское авиасообщение.

Пути объезда

О забастовке было объявлено еще в минувшую пятницу, поэтому у перевозчика было достаточно времени, чтобы оповестить своих клиентов и предложить им альтернативные варианты. Внутри Германии пассажиры по своим авиабилетам могут доехать до пункта назначения на скоростных поездах железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Кроме того, как сообщили «Прайму» в авиакомпании, билеты можно сдать без комиссии или же перебронировать рейс. По словам собеседника агентства, пассажирам, которые оставили свои номера, отправляются смс-оповещения об отмене рейса.

Lufthansa также рекомендует своим клиентам, рейсы которых не отменены, брать с собой только ручную кладь, чтобы избегать получения багажа, так как эти службы также бастуют. В авиакомпании пока не располагают точными данными о том, сколько пассажиров пострадали от забастовки, но очевидно, что при таком количестве отмененных рейсов речь идет о сотнях тысяч человек.

Эта акция протеста крайне неприятна для перевозчика не только потому, что несет многомиллионные разовые убытки. Она также чревата репутационными потерями. А в условиях тяжелой конкуренции — с лоукостерами на ближних направлениях и авиакомпаниями из стран Персидского залива (Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways) на дальнемагистральных рейсах — эти потери могут быть очень болезненными.

Правовые последствия

Как заявил РИА Новости представитель Lufthansa Гельмут Толксдорф, Lufthansa считает, что Ver.di пересек границы «предупредительной забастовки», и авиакомпания в настоящее время обдумывает возможность иска в отношении профсоюза.

«Сейчас мы проверяем все правовые аспекты. Пока решения не принято. Мы считаем, что эта акция протеста по своему масштабу вышла далеко за пределы нормальной предупредительной забастовки. По своему воздействию — это фактически полная забастовка», — сказал Толксдорф, добавив, что работа авиакомпании из-за забастовки оказалась практически полностью парализована.

Основное отличие полноценной забастовки от предупредительной, согласно немецкому трудовому праву, заключается в ее продолжительности и необходимости согласования с коллективом. Так, предупредительная забастовка подразумевает прекращение работы на несколько часов или одну рабочую смену. Кроме того, для ее объявления достаточно решения коллегии профсоюза. В свою очередь, для проведения полноценной забастовки необходимо всеобщее голосование членов профсоюза.

Профсоюз Ver.di, впрочем, возможного иска со стороны авиакомпании не боится и выражает уверенность в правовой обоснованности своих действий. «Lufthansa должна сама решить, хотят ли они подавать такой иск или нет. Но мы убеждены, что, с правовой точки зрения, правда на нашей стороне», — заявил РИА Новости представитель организации Кристоф Шмиц (Christoph Schmitz).

При этом он напомнил, что с профсоюзом не так давно уже пытались судиться: власти Ганновера пытались привлечь Ver.di к ответственности за забастовку общественного транспорта, которая прошла в 2012 году в первый день работы крупнейшей в мире IT-выставки CeBIT. Однако суд, занимающийся разрешением трудовых споров, этот иск отклонил, подчеркнул представитель профсоюза.



Еврогруппа дала “зеленый свет” траншу финпомощи Греции в 7,5 млрд евро
На ремонт школ и детских садов в 2013 году потратят миллиард
Половина районов Москвы испытывают дефицит электроэнергии