Все три израильские авиакомпании — El Al, Arkia и Israir — в воскресенье в 5:00 по местному времени (6:00 мск) объявили о начале бессрочной забастовки против соглашения об «открытом небе» для европейских авиаперевозчиков.
Сотрудники всех трех авиакомпаний, а также представители Национальной ассоциации пилотов провели демонстрации у домов министра финансов Яира Лапида и министра транспорта Исраэля Каца в знак протеста против соглашения, которое они считают «несправедливым, непродуманным и губительным для их бизнеса».
Соглашение об «открытом небе», подписанное в июле 2012 года между Израилем и ЕС после более чем трех лет переговоров, предполагает постепенную отмену действующих ограничений на взаимные полеты. Израильские авиаперевозчики уверены, что соглашение в нынешнем его виде ставит их в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из-за более высоких издержек и меньшего количества самолетов. Чтобы конкурировать в новых условиях, израильским авиаперевозчикам придется значительно сокращать издержки, то есть пойти на увольнение сотрудников.
По словам председателя израильской федерации профсоюзов «Гистадрут» Офера Эйни, ратификация соглашения в его нынешнем виде обернется потерей около 17 тыс. рабочих мест, принесет масштабный ущерб авиационной промышленности страны и даже приведет к ее полному уничтожению. Как сообщает местное телевидение, согласно внутреннему документу Министерства транспорта, якобы не доведенному до сведения министра, для авиакомпании El Al «“открытое небо” обернется крахом». Сторонники соглашения в израильском правительстве утверждают, что «открытое небо» устранит квотирование на рейсы между Израилем и ЕС, что приведет к снижению цен на билеты и увеличению привлекательности Израиля для туристов.
Несмотря на протесты, соглашение все же было ратифицировано. «Это первое решение нового правительства, направленное на снижение стоимости жизни в Израиле»,— заявил министр транспорта Исраэль Кац. По его словам, за счет действия соглашения об «открытом небе» внутри ЕС цены на билеты в период с 1988 по 2002 год снизились на 34%, а пассажиропоток вырос почти вдвое.
Министр финансов страны Яир Лапид также утверждает, что соглашение окажет благотворное влияние на авиационную отрасль в Израиле, не только усилив конкуренцию и вызвав снижение цен на билеты, но и создав десятки новых рабочих места. «Гистадрут» не исключает расширения забастовки на всю транспортную отрасль страны в знак солидарности с авиаперевозчиками. Министр транспорта Исраэль Кац осудил попытки «Гистадрут» воспрепятствовать ратификации соглашения, подчеркнув, что израильским авиакомпаниям нужно самим предпринять усилия по реорганизации и увеличению конкурентоспособности. Соглашение вступает в силу с апреля 2014 года, что, по мнению господина Каца, оставляет местным авиакомпаниям много времени для диалога с правительством по поводу их потребностей.
Наталья Бархатова