По сообщению аудитора Александра Филипенко, на территории Нижегородской области расположено 13 моногородов, доходы которых сформированы в основном за счет безвозмездных поступлений, что свидетельствует о высокой степени зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из областного бюджета.
Проверка показала, что в целом удалось снизить зависимость бюджетов моногородов от градообразующих предприятий. Этому способствовало принятие комплексной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы, а также передача 100% налога на доходы физических лиц, являющегося основным доходным источником собственных доходов муниципальных образований.
«Однако существующая система межбюджетного регулирования и закрепления налоговых доходов по уровням бюджетов не стимулирует муниципальные образования к увеличению доходного потенциала и не способствует экономическому развитию территории, — признали в Счетной палате. — Кроме того, отсутствие единой федеральной программы, включающей комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильного развития моногородов, и целевого финансирования, не позволяет в полном объеме решить проблемы их развития».
Установлено, что правительство Нижегородской области и администрации муниципальных образований не обеспечили финансирование программ по поддержке молодых семей. А это не позволило своевременно осуществлять социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья. Период ожидания с момента подачи заявлений составляет в среднем 7 лет, участники программы достигают 36-летнего возраста, снимаются с учета и теряют возможность получения господдержки для решения жилищных проблем.
Коллегия направит представление губернатору Нижегородской области, руководителям муниципальных образований Кулебакского, Княгининского, Павловского районов и города Сарова, а также информационное письмо в Минэкономразвития России.