В марте прошлого года министерства и ведомства начали обсуждать возможность изменения с 2014 года системы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты; предлагалось изменить действующую формулу расчета «60-66» на «55-60».Такая мера, по мнению чиновников, будет способствовать стабилизации объема нефтедобычи в стране, позволит вовлечь в разработку большое количество новых месторождений и позволит получить нефтекомпаниям приемлемую норму доходности. При этом Минфин указывал на то, что в случае снижения пошлин необходимо проработать возможность компенсации выпадающих расходов бюджета.

НДПИ И ЭКСПОРТНАЯ ПОШЛИНА НА НЕФТЬ

«Наши предложения по НДПИ на нефть идут со снижением экспортной пошлины на нефть. При экспорте это будет нулевая операция, а для внутреннего рынка это может быть небольшое увеличение», — сказал Силуанов.

В свою очередь, глава профильного департамента Минфина Илья Трунин пояснил, что «делать это надо очень аккуратно, избегая резких движений, сокращать экспортную пошлину нужно не больше, чем на 2-3% в год».

«Соответственно, поскольку база НДПИ значительно шире, чем база экспортной пошлины, так как экспортируется не вся добываемая в России нефть и нефтепродукты, то для компенсации выпадающих доходов НДПИ надо в процентном отношении повышать на меньшую сумму. Но надо решиться, чтобы начать этот процесс», — сказал он, не уточнив, на сколько будет повышаться НДПИ, но отметив, что это будет рост на проценты, а не на десятые доли.

«Мы представляем, что начать это можно уже со следующего года — начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пункта в год, то есть если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ», — сказал он, отметив что с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет.

Трунин пояснил, что пока это предложение не включено в «Основные направления налоговой политики на 2014-2016 годы»: Минфин планирует представить свои предложения по НДПИ и экспортной пошлине к середине мая.

В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЕЙ-2020

В настоящее время в России действует так называемый налоговый режим «60-66», введенный с 1 октября 2011 года. За счет уменьшения коэффициента в формуле расчета экспортной пошлины на нефть с 65 до 60 она снизилась примерно на 7%. Ставки пошлин на нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина — 90% от пошлины на нефть.

Трунин напомнил, что несколько лет назад Минфин уже выступал с этими предложениями, и они нашли свое отражение еще в стратегии-2020, в которой есть рекомендация об отказе от экспортных пошлин на нефть, прежде всего, потому что это мера нерыночная, это фактически субсидирование экономики.

«Это (снижение пошлины и повышение НДПИ) пока не планируется (в основных направлениях налоговой политики — ред.) этот процесс надо начинать, поскольку одним из контекстов прошедшего совещания у президента было то, что необходимый набор мер для экономического развития уже был разработан экспертным сообществом в прошлом году, называется он “Стратегия-2020” и неплохо бы начать его реализовывать. А с точки зрения пошлины и НДПИ можно спорить с тем, правильно или нет выбрана стратегия, но конечная цель, с нашей точки зрения, поставлена правильно — отказ от экспортных пошлин и перенос их на внутренние налоги», — заключил он.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 мая 2013 года может составить 378,4 доллара, льготная ставка на нефть Восточной Сибири, Каспийских месторождений и Приразломного месторождения — 179,8 доллара за тонну.

Пошлина на сверхвязкую нефть (ставка в размере 10% от пошлины на нефть) с 1 мая составит 37,8 доллара, на нефтепродукты — 249,7 доллара за тонну, на бензин — 340,6 доллара за тонну, на сжиженный газ — 71,5 доллара за тонну.

АКЦИЗЫ НА БЕНЗИН И ПОШЛИНА НА МАЗУТ

По словам представителя Минфина, данные меры никак не связаны с наполнением дорожных фондов. Ранее Минфин называл повышение ставки НДПИ на нефть на 5% в 2014 году как крайнюю меру для наполнения дорожных фондов. В связи с переходом на марки бензина Eвро-4 и Eвро-5 дорожные фонды могут недополучить в ближайшие три года 100 миллиардов рублей. Основной компенсирующей мерой Минфин предлагает сделать повышение ставок акцизов на бензин класса Eвро-4 и Eвро-5 и повышение экспортной пошлины на мазут с нынешних 66% до 70% и выше в 2014 году.

«В дорожных фондах необходимо на какую-то величину, которая, тем не менее, сохранит стимулы для производства топлива высоких классов, поднять акцизы на пятый класс, выровнять третий и четвертый, а если этих мер будет недостаточно, повысить раньше времени экспортную пошлину на мазут. Если нам скажут, не трогайте ни акцизы, ни экспортную пошлину на мазут, у нас другого источника как повышение НДПИ на отрасль не останется», — пояснил Трунин.

Он отметил, что речь идет о повышении пошлины на мазут в 2014 году до 70-71%. «На мазут идет сейчас обсуждение с Минэнерго того, насколько мы можем повысить акцизы на пятый класс. У нас есть понимание, что если мы возьмем все выдающие доходы в 2014-2015 годах и поделим их на две части, то выпадающие доходы 2015 года мы полностью можем компенсировать за счет акцизов, потому что там нет маневра в части мазута, там и так 100% на мазут стоит (в 2015 году экспортная пошлина на мазут должна быть приравнена к экспортной пошлине на нефть — ред.). В 2014 году мы можем половину выпадающих компенсировать за счет повышения акцизов, половину за счет экспортной пошлины на мазут», — сказал он.

При этом Трунин не уточнил, о каком повышении акцизов в 2014 году идет речь, поскольку «пока не посчитали до конца цифры, потому что у нас нет окончательного прогноза производства топлива различных классов на 2013-2015 годы, а без этого прогноза невозможно рассчитать сумму выпадающих доходов».

«Наши предложения по темпам повышения ставки акцизов на бензин зависит от того, во сколько мы оценим сумму выпадающих доходов. Выпадающие доходы 2015 года мы можем полностью компенсировать за счет акцизов, соответственно повышение акцизов в 2015 году будет больше. Повышение акцизов в 2014 году, если мы на этой пойдем, будет меньше, чем в 2015, но остаток можно добрать за счет повышения пошлины на мазут», — сказал он.

Он не исключил и такой вариант, что будет принято решение наполнять дорожные фонды за счет налогов с других отраслей экономики РФ. «Если нам, действительно, не скажут, что надо финансировать дорожное строительство за счет других налогов. (Глава “Роснефти” Игорь — ред.) Сечин предложил посмотреть на другие сектора, но это более широкая дискуссия, она пока не начиналась», — сказал Трунин.

На прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ не рассматривает возможность повышения налоговой нагрузки на телекоммуникационные и горнодобывающие компании, комментируя прозвучавшее предложение Минфину со стороны главы «Роснефти» о поиске дополнительных источников доходов за пределами нефтяной отрасли. Как заявил Сечин, Минфину следует обратить внимание на такие товары, как никель, медь, зерно, а также на такую отрасль, как связь.



Credit Suisse не исключает подорожания сырья на 4-5% в ближайшие полгода-год
Экспорт зерна через черноморские порты сократился в пять раз
В I квартале прожиточный минимум в Кыргызстане составил 4 тысячи 550 сомов – Нацстатком