С 2014 г. доходы по еврооблигациям российских компаний будут облагаться налогом, говорится в проекте основных направлений налоговой политики на 2014-2016 гг., подготовленном Минфином (копия есть у «Ведомостей»).

Пока фактические держатели евробондов не платят налог. От него освобождался весь выпуск бумаг, если SPV (специальное юрлицо), выпускающая бонды, находилась в стране, с которой у России подписан договор об избежании двойного налогообложения, например в Люксембурге. Минфину такая ситуация не нравилась: SPV лишь посредник, а сами покупатели бондов могут быть резидентами офшоров, не имеющих договора с Россией. Планы ведомства по отмене льготы вызвали возмущение у крупнейших российских заемщиков: именно они как налоговые агенты должны будут платить налог в размере 20%.

В прошлом году к спору подключились депутаты Госдумы. Они предложили полностью освободить евробонды от налогов, и в итоге решение вопроса было отложено до 2014 г.

Но с тех пор появились новые обстоятельства, давшие Минфину козырь, — международные расчетные системы Euroclear и Clearstream получили доступ к российским облигациям. А налоги с доходов от них не должны быть выше для иностранцев, чем по еврооблигациям, пишет Минфин: нужно создавать стимулы для развития международного финансового центра в России.

Российские облигации и правда проигрывают с налоговой точки зрения евробондам: доходы освобождены от налогов, только если их иностранный получатель имеет право на льготу по соглашению об избежании двойного налогообложения, согласна партнер PwC Екатерина Лазорина. Участники рынка предлагали освободить от налогов доходы иностранцев и по еврооблигациям, и по российским, вспоминает она.

Но Минфин решил уравнять владельцев бумаг иным способом. В проекте документа изложены два варианта решения проблемы. Первый: дать льготу фактическим держателям облигаций, если они не являются резидентами офшоров. Второй — резидентам стран, с которыми Россия подписала договор об избежании двойного налогообложения; такой режим действует сейчас для держателей локальных облигаций.

По предварительным оценкам экспертов, налоговый сбор по уже выпущенным бумагам мог составить около $600 млн, говорил ранее замминистра финансов Сергей Шаталов. В последние полтора года российский рынок евробондов рос ударными темпами: в I квартале 2013 г. его объем превысил уровень того же периода предкризисного 2008 года.

Мера будет негативной для банков (они чаще других занимают на внешнем рынке) и крупнейших госкомпаний, ожидает Лазорина. «Мы надеемся на разумное решение — введение налога приведет к удорожанию заимствования, именно на нас ляжет бремя», — обеспокоен топ-менеджер крупной российской компании. Администрирование налога будет дорогим, объясняет управляющий директор Deutsche Bank Софья Сооль: придется собирать информацию о конечных инвесторах, а расчетные системы Euroclear и Clearstream сейчас такие данные не приводят.

Эмитенты вряд ли переключатся на российский рынок, скептичен вице-президент по активным операциям АФК «Система» Игорь Бусаров: «Налоговый аспект не играет существенной роли». Серьезного налогового эффекта для бюджета не будет, считает Сооль: «Большая часть покупателей российских бондов — крупные инвестфонды, работающие в Лондоне и Европе, офшорных схем они не используют». К ним в основном прибегают маленькие фонды — вот таких инвесторов наши заемщики могу лишиться, добавляет она.



Россельхознадзор опасается заноса вируса птичьего гриппа H7N9 в Россию
Минфин установил страховой тариф в 13% для топ-менеджеров
Белорусский рубль существенно укрепился к евро