По крайней мере, за это будет отвечать специально созданный компенсационный фонд, который заработал с 4 мая. Речь идет об оказании именно неотложной помощи, а не об оплате всего запланированного отдыха, уточняют его учредители – ассоциация «Турпомощь». Объем фонда на сегодняшний день превышает 150 миллионов рублей (5 миллионов долларов).
2012 год стал одним из самых урожайных на банкротства туроператоров в России. 7 компаний, в том числе наиболее раскрученная на рекламном рынке «Ланта-Тур», лишили нормального отдыха тысячи туристов. Причем большая часть из отдыхающих до сих пор пытается получить компенсации за путевки, да и то – не в полном размере.
Но самой большой проблемой в случае подобного форс-мажора, как показывает опыт, является оказание экстренной помощи туристам. Во многих случаях люди вынуждены ждать возвращения домой несколько суток. Теперь, как надеются в российской туристической отрасли, эта ситуация должна измениться.
4 мая заработал экстренный механизм помощи российским выездным туристам — объединение туроператоров «Турпомощь». Через специально созданный фонд оно будет перечислять средства для помощи отдыхающим в случае форс-мажора, рассказал «Голосу России» сопредседатель общественной организации «Клуб защиты прав туристов» Роман Бобылев:
«Важно помнить, что фонд направлен на оказание неотложной помощи. Если турист, находясь за рубежом, попадает в ситуацию, когда его туроператор обанкротился, то из средств данного фонда не будет оплачиваться его дальнейший отдых за рубежом, а будет проводиться лишь эвакуация. То есть кратковременное питание, размещение и вылет на родину. Разумеется, и это также прописано, в случае необходимости будет оказываться медицинская и правовая помощь».
На сегодня для решения проблем с разорившимися туроператорами недостаточно только механизма фингарантий, которые регулируют выплаты туристам постфактум. Не менее важно обеспечить оказание первой помощи туристам на месте.
Формирование фонда происходит за счет самих туроператоров. Первоначальный взнос составил одну десятую процента от оборота компании, но не менее 100 тысяч рублей. Сумма – подъемная для любого туроператора, заявил «Голосу России» исполнительный директор «Турпомощи» Вячеслав Басов:
«Не менее 100 тысяч прописано в законе. Моя позиция, чтобы на следующий год произошла какая-то дифференциация в отношении крупных и малых предприятий. Но, опять же, в этом году рано об этом говорить, потому что год экспериментальный и он только начался. И опыта работы такой организации у нас на рынке не было. Люди активно вступают, вносят денежные средства и проблем не возникает. Вступила большая часть — в реестре 1900 с небольшим, и вступило уже 1600 компаний. Судя по опыту звонков и писем – люди или не успели, или не знали и продолжают вступать».
Оставшиеся почти 300 компаний должны стать участниками ассоциации до конца мая – согласно ныне действующему закону. Он был подписан год назад президентом России. Таким образом, к концу месяца общий объем фонда может возрасти до 200 миллионов рублей (более 6 миллионов долларов).
С 1 мая заработала и горячая линия «Турпомощи», на которую туристы смогут обращаться в случае форс-мажора. И хотя такового пока не случилось, по телефону уже позвонили около ста туристов: граждане обращаются с вопросами, связанными в основном с задержкой чартерных рейсов. А данной проблемой, как отметил Вячеслав Басов, в «Турпомощи» не занимаются – это сфера ответственности туроператоров.
По общему мнению участников рынка, эффект от создания фонда пока оценивать рано, должен пройти как минимум год. Но эксперты отмечают, что сам факт создания подобного механизма, который почти не имеет аналогов за рубежом, уже оценивается как важный шаг в реформировании отрасли. Сами же российские туристы, к сожалению, смогут проверить эффективность принимаемых мер только на собственном опыте.