ЛУКОЙЛ получил одобрение «Транснефти» для прокачки нефти по ВСТО, сообщил вчера «Ъ» представитель трубопроводной монополии. «Однако последнее слово за Минэнерго, так как ведомство уполномочено формировать экспортные графики»,– уточнили в «Транснефти». В Минэнерго вчера не смогли прокомментировать ситуацию. В ЛУКОЙЛе «Ъ» подтвердили, что заинтересованы поставлять нефть в восточном направлении. По словам источника, близкого к компании, ЛУКОЙЛ планирует уже в июле отгрузить из порта Козьмино на восточной точке ВСТО 100 тыс. тонн нефти. Кому предназначена эта нефть и есть ли уже у компании контракты в Юго-Восточной Азии, в ЛУКОЙЛе не уточнили.

В конце февраля компания уже подавала заявку в Минэнерго на ее включение в график поставок, но получила отказ. Основной причиной, по информации «Ъ», было как раз отсутствие договоренностей с «Транснефтью»: монополия не соглашалась прокачивать по ВСТО нефть нефтекомпании из-за ее несоответствия сорту ESPO. Но тогда ЛУКОЙЛ предлагал нефть месторождений Центральной Сибири, а теперь планирует отгружать сырье с месторождений в Западной Сибири, сообщил «Ъ» источник, знакомый с ситуацией. В Восточной Сибири ЛУКОЙЛ добычу не ведет. Кроме того, нынешняя заявка в шесть раз меньше по объемам.

С 1 июля, согласно межправительственному соглашению по увеличению экспорта российской нефти в Китай, дополнительные 800 тыс. тонн должна поставить в страну по ВСТО «Роснефть» (сейчас экспортирует туда 15 млн тонн). В «Транснефти» подтвердили техническую возможность прокачивать одновременно объемы и ЛУКОЙЛа, и «Роснефти».

В январе–апреле ЛУКОЙЛ по трубопроводам поставил в дальнее зарубежье более 7 млн тонн нефти (около 10% всего экспорта российской нефти). В 2012 году компания экспортировала 34,7 млн тонн нефти, из них через систему «Транснефти» — 30,5 млн тонн. При этом 10,6 млн тонн прошло через порт Приморска, 5,3 млн тонн — через Новороссийск, 8,1 млн тонн — по нефтепроводу «Дружба» через Белоруссию. Поставки в дальнее зарубежье ЛУКОЙЛ совершал и через порт Варандей (2 млн тонн), Калининград (1 млн тонн), Мурманск и Архангельск (1,3 млн тонн).

Мощность ВСТО превышает 30 млн тонн в год, перевалка через Козьмино в 2013 году планируется на уровне чуть более 25 млн тонн. На уровень 30 млн тонн планируется выйти в 2015 году. В прошлом году через Козьмино на экспорт ушло более 16 млн тонн нефти, при этом «Сургутнефтегаз» поставил 6,2 млн тонн, ТНК-BP — 6,4 млн тонн, «Газпром нефть» — 100 тыс. тонн. Еще 3 млн тонн в целом экспортировали Иркутская нефтяная компания, «Дулисьма» и «Газпром».

ESPO представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,62%. Этот сорт и экспортное направление в порт Козьмино являются премиальными для нефтяников (разница в цене, например, с Приморском достигает $20 за тонну). Сейчас сорт ESPO торгуется с премией в $4 за баррель к Urals. Эксперты агентства Platts отмечали, что при росте поставок ESPO может стать мировым бенчмаркером, заменив Brent или WTI.

ВСТО является премиальным направлением, в связи с этим, как правило, необходимо обоснование для включения поставок той или иной компании в экспортный график, говорит Иван Хромушин из Газпромбанка. По словам эксперта, это могут быть либо логистические аргументы — расположение месторождения вблизи ВСТО, либо контракты с потребителями на востоке России или в азиатских странах, либо высокое качество нефти, которое потеряется при поставках в других направлениях. В случае с ЛУКОЙЛом, полагает аналитик, речь, вероятно, будет идти о поставках небольшого количества высококачественной нефти, которая не может быть направлена по отдельному трубопроводу, транспортирующему еще более премиальную нефть Siberian Light в направлении Туапсе.

Анна Солодовникова



Авиарейс Шарм-эль-Шейх – Петербург опоздает в Пулково-2 на два часа
Чистая прибыль ритейлера “О’Кей” в 2012 г. выросла на 44,4%
Красноярский край по-прежнему лидер по зарплате в СФО