За первые три месяца этого года Nokia, как и прогнозировали аналитики, продала 5,6 млн смартфонов линейки Lumia — на 1,2 млн больше, чем в последнем квартале прошлого года. Однако продажи обычных мобильных телефонов Nokia сократились за тот же период на 21% (аналитики прогнозировали снижение лишь на 8%), причем падение продаж наблюдалось практически во всех регионах мира. В результате общая выручка Nokia за I квартал 2013 г. составила всего 5,9 млрд евро — на 600 млн евро меньше, чем ожидали аналитики, заранее опрошенные Reuters, и на 20% меньше, чем годом ранее.
Продажи сократились и у Nokia Siemens Networks — совместного предприятия финской компании и Siemens, выпускающего операторское оборудование для сетей связи. Впрочем, прибыль этого предприятия выросла благодаря реструктуризации.
Эксперты связывают будущее Nokia в значительной мере с тем, каких успехов ей удастся добиться в сегменте дорогих смартфонов, но очень важным для компании остается и рынок традиционных сотовых трубок. На одном из крупнейших мировых рынков — в Китае, а также в некоторых других странах жесткую конкуренцию Nokia составляют не только крупные производители вроде южнокорейской Samsung, но и менее именитые соперники, которые делают ставку на дешевые устройства.
«Снижение продаж [Nokia] в нижнем ценовом диапазоне вызывает сильное беспокойство, — говорит аналитик банка Nordea Сами Саркамиес. — Хорошо, что Lumia продается успешно, но нас очень интересует и ситуация с недорогими устройствами. Ведь на рынке смартфонов Nokia остается второстепенным игроком и ее жизнеспособность зависит главным образом от положения на рынке обычных телефонов». По количеству продаваемых смартфонов Nokia сильно отстает от Samsung и Apple, совместно продавших в I квартале около 100 млн смартфонов.
Аналитики указывают на серьезность проблем, стоящих перед Стивеном Элопом, занимающим пост гендиректора Nokia с 2010 г. В начале 2011 г. Элоп принял рискованное решение о стратегическом партнерстве с Microsoft и о переводе смартфонов Nokia на еще не успевшую зарекомендовать себя программную платформу Windows Phone, которая пришла на смену собственной операционной системе Nokia Symbian. Элоп обещал, что переходный период составит два года, но этот срок прошел, а добиться ярких результатов компании так и не удалось. В распоряжении Элопа остается лишь II квартал, предупреждает аналитик финской инвестиционной компании Evli Микко Эрвасти.
Сам Элоп объясняет снижение продаж ужесточением конкуренции. Для решения проблемы, считает он, Nokia должна предложить больше инновационных и при этом недорогих продуктов. Недавно компания выпустила телефон за 15 евро, ориентированный на развивающиеся рынки, появляются у нее новинки и в среднем ценовом диапазоне.
Тем не менее эти действия пока не убеждают инвесторов. Вчера котировки Nokia на Хельсинкской фондовой бирже обрушились на 8,28% до 2,4 евро за акцию.
Использованы материалы Reuters