Одесская облгосадминистрация намерена потрать в следующем году на спасение Куяльницкого лимана около 100 миллионов гривен. Об этом сообщил в ходе заседания коллегии Одесской ОГА заместитель губернатора Валерий Матковский.
По его словам, уровень воды в Куяльнике продолжает снижаться, и чтобы лиман не пересох окончательно, необходимо уже в следующем году принять меры по его спасению.
«Уровень воды в 2011 году упал на 300 мм, а в 2012 году — еще на 150 мм. Все это свидетельствует, что уровень продолжает падать и эту проблему нельзя оставлять так», — рассказал Матковский
Чиновник пояснил, что лиман можно наполнить водой с моря, соединив их каналом в районе пляжа «Лузановка».
«Ориентировочная сума этих работ составит от 70 до 100 миллионов гривен», — утверждает Валерий Матковский.
По мнению чиновника, данная сума не составит проблем для области. Также Матковский пояснил, почему работы по наполнению лимана не смогут начаться раньше 2014 года.
«До сентября месяца мы получим заключение от трех институтов по спасению лимана. На его основании Академия наук примет решение. Такая у нас договоренность», — сообщил Матвийчук.
В свою очередь депутат облсовета, ректор Одесского государственного экологического университета Сергей Степаненко добавил, что кроме наполнения лимана водой с моря, параллельно необходимо расчистить реку Большой Куяльник, которая наполняет лиман.
Также, по словам Степаненко, чтобы привлечь к этим работам инвесторов, лиману необходимо предоставить статус не национального парка, а статус национального курорта (в национальных парках запрещено строительство, а в национальных курортах можно возводить отельные и рекреационные комплексы).
Куяльницкий лиман перестал быть морским заливом в XIV веке. С тех пор его соленость начала расти, что дало возможность начать коммерческую добычу соли. Развитию соледобычи способствовали перепады уровня воды, при которых лиман то наполнялся, то почти пересыхал.
С последней трети XIX века в Куяльнике установилась идеальная для лечебных целей соленость в 70-100 г/литр.
На грани экологической катастрофы лиман впервые оказался в 1910-м году. Тогда городская дума совместно с акционерным обществом «Куяльницко-Хаджибейский соляной промысел» приняли волевое решение и в течение двух лет прорыли канал, который соединил лиман с морем. Второй раз морскую воду в Куяльник пустили в 1926-м году. После войны канал приказал долго жить. Его остатки до сих пор можно видеть в районе между «Молодой гвардией» и железной дорогой.
В настоящее время пересыхание Куяльника приняло почти необратимый характер и должно завершиться — если не принять экстренных мер — в 2014-м году превращением лимана в соляную пустыню. Причины бедствия — неконтролируемое использование питающих Куяльницкий рек для ирригации, а также незаконная добыча песка на склонах лимана.