При этом так называемое количественное смягчение, применяемое на Западе, по мнению Набиуллиной, неактуально для России, а инструменты ЦБ не помогут вылечить «хронические болезни» российской экономики, которые носят структурный характер.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО

Количественное смягчение — нетрадиционная монетарная политика, используемая Центробанками ряда стран, в частности, США и Великобритании, для вливания определенного количества денег в экономику, — по мнению Набиуллиной, не годится для России с ее высокими процентными ставками. Да и для западных стран оценить эффект от таких мер пока сложно.

«Мы не знаем, как количественное смягчение повлияло на выпуск, но пока оно не привело к устойчивому экономическому росту», — констатировала будущая глава ЦБ, выступая в пятницу на «Форуме Россия 2013».

Слова Набиуллиной подтверждаются данными статистики. Темпы восстановления мирового ВВП, достигнув в 2010 году 5,2%, в 2011 году замедлились до 3,7%, а в 2012 году – до 3,1%. Темпы роста развитых стран снизились с 1,6% в 2011 году до 1,3% в 2012 году, развивающихся – с 6,2 до 5,1%, соответственно. Экономика еврозоны сократилась в 2012 году на 0,5%, из крупных стран роста удалось добиться лишь Германии – на 0,7%. Динамика экономики США ускорилась в 2012 году с 1,8 до 2,2%, однако в четвертом квартале 2012 года вновь замедлилась.

Инфляция в РФ связана преимущественно с внутренними факторами, в частности, с тарифами, отметила Набиуллина. «ЦБ делает все, чтобы базовая инфляция не росла… Для нас актуально инфляционное таргетирование, в первую очередь», — сказала она.

ИЛЛЮЗИЯ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Проблемы экономики России заключаются прежде всего в плохом инвестклимате и структуре экономики; а инструментами ЦБ структурные проблемы решить невозможно, считает Набиуллина, возглавлявшая Минэкономразвития почти пять лет — с 2007 по 2012 год. «Самое важное, когда начинаем обсуждать инструменты и политику ЦБ, — это избавится от иллюзий, что мы можем преодолеть спад или стимулировать рост, в то время как проблемы структурные», — заявила она.

Набиуллина отметила и еще одну давнюю «болезнь» экономики РФ — зависимость от сырьевого сектора. «Чтобы эту зависимость снизить, нет других рецептов, кроме диверсификации экономики через улучшение инвестиционного климата; в бюджетной политике — бюджетное правило, которое мы приняли на себя; и в рамках этого бюджетного правила, которое не позволяет нам тратить или проедать нефтяные доходы, — четкая приоритезация расходов на развитие финансового рынка», — сказала она.

Способствовать развитию конкурентной среды должна приватизация. «Приватизация не всегда ведет к большей эффективности, например, если создается частная монополия… Важнее даже конкуренция, чем смена формы собственности», — полагает Набиуллина. «Мне кажется, очень важно в результате приватизации создать легитимную собственность. Приватизация должна быть абсолютно прозрачной и понятной для общества», — добавила она.

ВЕЧНЫЙ ПРИОРИТЕТ ЦБ

Борьба с инфляцией – тоже «авгиевы конюшни» российской экономики, но очистить их за один день, как Гераклу, не удастся. ЦБ будет совершать этот «подвиг» постепенно. «Для России очень важно продолжать политику снижения инфляции… У нас она высокая — по этому году ожидаем около 6%», — сказала Набиуллина.

Таким образом, в этом подходы ЦБ и правительства совпадают: первый вице-премьер Игорь Шувалов в четверг на форуме «Россия 2013» также заявил, правительство РФ не откажется от приоритета борьбы с инфляцией в угоду росту экономики.

При этом в России не должно быть переизбытка ликвидности, — это может подстегнуть рост цен или бегство капитала из страны, подчеркнула будущая глава Банка России.

По данным Росстата, годовая инфляция в РФ на конец марта составила 7,1% против исторического минимума в 3,9% годом ранее. Центробанк прогнозирует, что инфляция войдет в целевой диапазон 5-6% во втором полугодии, возможно, только в четвертом квартале. Минэкономразвития также ожидает, что инфляция замедлится в годовом выражении до 7% только во втором полугодии.

НЕЗАВИСИМОЕ МЕГАРЕГУЛИРОВАНИЕ

Оценивать системные риски в российском финансовом секторе более эффективно поможет мегарегулятор. Дискуссия о его создании, продолжавшаяся последние шесть-семь лет, завершилась в конце прошлого года решением правительства об интеграции ФСФР в Банк России. В течение следующих двух лет будет создан единый финансовый регулятор на базе ЦБ, которым и предстоит руководить Набиуллиной.

Но создание финансового мегарегулятора не означает потерю независимости, подчеркнула будущая глава ЦБ. Она подтвердила свое мнение, что члены правительства не должны входить в совет директоров Банка России.

«Моя позиция была, и я не скрывала, что представители правительства не должны входить в состав совета директоров ЦБ. Я очень рада, что эта позиция была услышана и принята. Независимость ЦБ очень важна с точки зрения эффективности проводимой им политики в рамках того мандата, который есть у Банка России», — заключила Набиуллина.

Независимость ЦБ, закрепленная в Конституции РФ, важна, в частности, для решения вопросов денежно-кредитной политики и защиты зарубежных активов, в которых размещены международные резервы России. Сейчас в совет директоров ЦБ, состоящий из 10 человек, могут входить лишь действующие сотрудники Банка России. После придания ЦБ статуса финансового мегарегулятора совет планируется расширить до 15 человек. Власти РФ обсуждали возможность введения в органы управления ЦБ двух министров — финансов и экономического развития — с ограниченным мандатом.

Диляра Солнцева-Эльбе



Липчане перестали покупать недвижимость и валюту
МНЕНИЕ – Градозащитники предлагают провести конкурс на площадку для здания Мосгордумы
Финансовая G7 выступила за продолжение банковских реформ