«Сегодня было принято соглашение (об ограничении импорта из России), которое еще должен подписать премьер-министр, обычно это дело одного-двух дней», — сказал Reuters представитель пресс-службы правительства Казахстана.
Казахстан в начале апреля ратифицировал межправительственное соглашение с Россией о торгово-экономическом сотрудничестве в области взаимных поставок нефти и нефтепродуктов, что позволило Астане воспользоваться правом ограничения ввоза российского топлива.
Согласно переданному правительством Миннефтегазу поручению, копия которого имеется у Reuters, импорт высокооктановых бензинов из России будет запрещен на срок до 1 июля, дизельного топлива — до 1 октября, мазута и бензина А-80 — до конца 2013 г.
Доля импорта российских нефтепродуктов, составлявшая до последнего времени в среднем 30% потребления на рынке Казахстана, постепенно снижается: Казахстан замещает российские объемы китайскими, поскольку, получая из России беспошлинные объемы топлива, он должен компенсировать выпадающие из российского бюджета таможенные платежи, предоставляя взамен ресурсы «встречной» нефти. Казахстан и Россия входят в Таможенный союз, но, тем не менее, квотируют взаимные поставки энергоносителей.
Запланированные на 2013 г. встречные поставки казахстанской нефти России пока не начались из-за разногласий сторон в ценообразовании, но в то же время Казахстан импортирует из соседнего Китая бензин, производимый по толлинговой схеме, что снизило зависимость страны от российских ресурсов.
В настоящее время рынок Казахстана затоварен излишками бензинов А-92 и А-80, при этом наблюдается нехватка дизельного топлива из-за высокого сезонного спроса. По мнению источника в отрасли, запрет на импорт российских нефтепродуктов спровоцирует рост оптовых цен на спотовые партии топлива на внутреннем рынке Казахстана.
По данным железнодорожной статистики, Казахстан импортировал из России в 2012 г. 1,3 млн т бензина, 347 000 т мазута, 338 500 т дизельного топлива и 107 300 т авиакеросина.