Чтобы сделать рентабельным местный НПЗ
Руководство российской компании и чиновники договорились о создании рабочей группы для решения проблем завода. Сейчас развитию ISAB мешают контракты, подписанные его руководством еще до прихода ЛУКОЙЛа. Сотрудники НПЗ уверены, что их отмена или пересмотр поможет, но большего от местного правительства в посткризисных условиях не стоит.
В поисках путей повышения эффективности сицилийского НПЗ ISAB ЛУКОЙЛ обратился к местным чиновникам. Глава компании Вагит Алекперов 22 апреля встретился с губернатором Сицилии, чтобы обсудить проблемы и дальнейшие планы завода в Сиракузе.
По словам топ-менеджера, власти Сицилии подтвердили готовность содействовать ЛУКОЙЛу в модернизации НПЗ и ускорении рассмотрения и согласования документов. По итогам встречи было принято решение о создании совместной рабочей группы, которая будет собираться раз в полгода.
Сегодня рентабельность подконтрольного ЛУКОЙЛу ISAB близка к нулю, хотя, говорит технический директор завода Олег Ведерников, когда компания покупала долю, этот показатель составлял $12 на баррель. ЛУКОЙЛу в СП по управлению комплексом ISAB принадлежит 80%. В 2009 году российская компания приобрела 49% в проекте у своего партнера итальянской ERG за €1,45 млрд, а в течение последних четырех лет постепенно увеличивала пакет. Кроме того, у итальянской стороны есть пут-опцион на продажу ЛУКОЙЛу оставшихся 20% до конца 2014 года.
Комплекс ISAB является одним из крупнейших в регионе и ориентирован на производство востребованных в Европе средних дистиллятов, в первую очередь керосина и дизельного топлива. В его состав входят два НПЗ, объединенных системой трубопроводов и интегрированных в единый технологический комплекс мощностью переработки 16 млн тонн сырья в год. Из-за сложной ситуации на рынке нефтепродуктов в Европе, где предложение превышает спрос, завод в прошлом году произвел только 13 млн тонн нефтепродуктов, часть из которых была направлена в США.
По словам господина Ведерникова, ЛУКОЙЛ планирует оптимизировать мощности завода. В ближайшее время компания должна выйти на рентабельность в $5 на баррель, пообещал он. Для этого привлечена итальянская Tecnip, которая представила 60 сценариев, разбив их на две группы.
«Первая — безынвестиционная, что приведет к сокращению издержек в ближайшие три года на €150 млн, вторая — с инвестиционной составляющей: строительство гидрокрекинга, коксовой части»,— пояснил Вагит Алекперов.
Но пока ЛУКОЙЛ не принял инвестиционного решения. Глава компании пояснил, что через рабочую группу ЛУКОЙЛ планирует проработать вопрос с центральным правительством Италии, его фондами и финансовыми институтами Евросоюза.
Сотрудники самого завода уверены, что какой-либо финансовой помощи со стороны местных властей ждать не стоит. «В посткризисных условиях такие предприятия, как ISAB,— основные источники местного бюджета, поэтому снижать их налоговое бремя никто не будет»,— говорит собеседник «Ъ». Он уверен, что рабочая группа между руководством ЛУКОЙЛа и сицилийскими властями создается исключительно для ускорения согласования документов. Источник «Ъ» отмечает, что в течение последних семи лет Shell и ERG пытались заручиться согласием местного правительства на строительство комплекса регазификации, но окончательного ответа до сих пор нет.
Другой источник «Ъ», близкий к заводу, уверен, что рабочая группа создается, для того чтобы с НПЗ были сняты обязательства по договорам, заключенным его руководством до покупки ISAB ЛУКОЙЛом. Представитель ISAB уточнил, что у завода существует долгосрочный контракт до 2020 года на поставку асфальта энергоцентру по сниженной цене.
«Мы поставляем 1 млн тонн асфальта по цене, которую регулирует правительство, что сказывается на экономике предприятия»,— сказал он. Если бы этого обязательства не было, маржа завода была гораздо выше, пояснил собеседник «Ъ».
Кроме того, по словам господина Алекперова, существуют обременения со стороны ERG и подрядных организаций, которые просят за свои услуги «слишком высокую цену». Решения этих вопросов ЛУКОЙЛ пока нашел.
Анна Солодовникова