В прошлом году российские пользователи потратили на онлайн-покупки 350,6 млрд руб., вычислили специалисты компании InSales, входящей в международную группу Allegro и предоставляющей сервис интернет-магазинам по модели SaaS — «софт как услуга». Рынок сохраняет высокие темпы роста: если в 2011 году его объем увеличился на 39%, то по итогам 2012-го — на 36%. В 2013 году в InSales ждут сопоставимого прироста, при этом все большую конкуренцию местным ритейлерам будут составлять международные интернет-магазины. Впрочем, у российских игроков, отмечают в InSales, есть свои преимущества, благодаря которым они могут сохранить лидерство: за счет более оперативного решения задач доставки, расширения ассортимента и маркетинга, учитывающего российскую специфику.
Лидером по обороту в 2012 году стал интернет-гипермаркет Ozon.ru, сместивший с этой позиции лидера последних двух лет «Утконос», передвинувшийся на третье место: 7,6 млрд против 6,2 млрд руб. Сама Ozon заявляла о своем валовом обороте почти 15,3 млрд руб. в 2012 году. Эти цифры учитывают полную стоимость проданных товаров с комиссией и НДС. Заявленная прошлогодняя чистая выручка Ozon, учитывающая только комиссию без НДС,— почти 7,8 млрд руб.
Значительно улучшили свои позиции интернет-магазины Wildberries.ru и Lamoda.ru, торгующие одеждой, обувью и аксессуарами (с 6-го и 23-го места поднялись на 2-ю и 4-ю строчки рейтинга соответственно с 7,3 млрд и 5,9 млрд руб.).
«На рынке интернет-торговли наблюдается бум продаж товаров для дома, подобный всплеск мы могли наблюдать в США два-три года назад,— объясняет директор по развитию InSales Артем Соколов.— В обоих случаях рост сегмента можно объяснить отсутствием явного лидера в отрасли, высоким спросом на данную товарную категорию и большим количеством небольших интернет-магазинов, которые вышли на рынок, понимая этот спрос». То же самое, по словам господина Соколова, можно наблюдать и в сегментах «Косметика и парфюмерия» и «Зоотовары»: на рынке отсутствует крупный игрок и появляется большое количество мелких ритейлеров.
В топ-3 самых быстрорастущих сегментов вошли «Товары для дома», «Косметика и парфюмерия» и «Зоотовары», каждый из которых показал практически двукратный рост. Больше всего денег в онлайне россияне тратят на электронику и бытовую технику (76,5 млрд руб.), одежду и обувь (60,1 млрд руб.), а также на компьютеры, ноутбуки и комплектующие (45,6 млрд руб.). При этом InSales исследовала торговлю как таковую, поэтому в ее отчет не вошел онлайн-трэвел — один из тех сегментов, что, по мнению аналитиков McKinsey & Co, наряду с электроникой и бытовой техникой тянет российский e-commerce за собой.
Роман Рожков