Глава «Роснефти» Игорь Сечин снова активно включился в работу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Именно с него началась текущая волна критики ОСК, на фоне которой активизировалось обсуждение смены главы корпорации. На масштабные заказы «Роснефти» теперь в первую очередь рассчитывает и сама ОСК, связывая с этим возобновление своих крупнейших проектов — по строительству новой верфи на Котлине и «Звезды» на Дальнем Востоке. Игорь Сечин уже поднял вопрос о ситуации в ОСК на уровень президента Владимира Путина, совещание у него по этому поводу пройдет 6 мая. Ряд источников «Ъ» ждут в это время и объявления о кадровых перестановках.
Гендиректор «Балтийского завода–судостроение» (входит в ОСК) Александр Вознесенский заявил, что проект по строительству Ново-Адмиралтейской верфи на острове Котлин в Кронштадте, «возможно, будет реанимирован».

По его словам, вопрос будет рассмотрен 6 мая на совещании у Владимира Путина с участием президента «Роснефти» Игоря Сечина. Топ-менеджер добавил, что будет обсуждаться и другой масштабный проект ОСК — строительство верфи «Звезда» на Дальнем Востоке. Господин Вознесенский «всерьез надеется» на положительное решение вопроса по Котлину, потому что Игорь Сечин во время телемоста с Владимиром Путиным с Сахалина 11 апреля прямо сказал, что «Роснефть» в этом «заинтересована». Александр Вознесенский отметил, что у «Роснефти» есть большой портфель заказов на морскую технику и «есть желание не отдавать их за рубеж». Он подчеркнул, что совещание у президента пройдет по инициативе Игоря Сечина.

Ожидается, что по итогам совещания президент поручит выделить финансирование для cтроительства завода «Звезда», а также вернуться к проекту строительства новой верфи в Кронштадте, рассказали «Ъ» два источника, близких к ОСК.

Сейчас проект переноса мощностей «Адмиралтейских верфей» на остров Котлин и строительства там Ново-Адмиралтейской верфи заморожен (см. справку). Второй крупный проект ОСК по строительству «суперверфи» на Дальнем Востоке, которая была заложена в 2009 году в присутствии Игоря Сечина, реализуется с большим отставанием от графика. Но теперь строительство верфей может активизироваться, «поскольку принято стратегическое решение загрузить их крупными заказами “Роснефти”, говорит один из источников “Ъ”. “Роснефть” является одним из основных потенциальных заказчиков ОСК как крупнейший разработчик российского шельфа. “Мы изучаем рынок и заинтересованы в предложениях. Один из важных критериев — локализация”,– подтвердили “Ъ” вчера в компании. Источники “Ъ” в правительстве говорят, что к “Роснефти” и “Газпрому” будут в рамках новых проектов предъявляться “очень строгие требования”, в том числе по использованию российской техники.

Во время прямой линии с Владимиром Путиным Игорь Сечин заявил, что потребности “Роснефти” в морской технике “в целом составляют 394 единицы, в том числе 15 разведочных платформ, 106 добычных платформ, 16 судов сейсморазведки и более 200 судов обеспечения”. Он добавил, что корейская STX “совместно с ОСК и Газпромбанком” обсуждает “вопрос развития судостроительных мощностей на Дальнем Востоке для обеспечения морской техникой шельфовых проектов „Роснефти“”. Помимо “Звезды” вспомнил господин Сечин и о другом замороженном проекте ОСК на Дальнем Востоке — верфи “Восток-Raffles”, для строительства которой корпорация долго не могла найти площадку. “Идет обсуждение возможностей привлечения внебюджетного финансирования; Газпромбанк, в частности, участвует в этой работе”,– сказал Игорь Сечин.

Глава “Роснефти” добавил, что, по данным ОСК, ближайшая возможность начать производство газовозов на новых верфях “существует не ранее 2020 года”, поэтому “требуется помощь в поддержке по финансированию и привлечению частных партнеров, как нам представляется возможным, из банковского сектора”. При этом господин Сечин признал, что “в настоящее время производственная база ОСК не может гарантировать на данном этапе готовность по строительству всей номенклатуры этой техники”. В проблемах ОСК Игорь Сечин лично убедился, в том числе, в начале апреля, когда побывал на Балтзаводе, говорят источники, близкие к “Роснефти”.

Почти сразу после визита Игоря Сечина на Балтзавод и телемоста с Владимиром Путиным Дмитрий Рогозин на совещании в Астрахани раскритиковал руководство ОСК за срыв строительства “Звезды”. После этого на рынке активно заговорили о том, что скоро президент ОСК Андрей Дьячков может уйти в отставку. Источники “Ъ” отмечают, что ОСК “всегда негласно контролировалась Игорем Сечиным”, который входил в совет директоров корпорации до 2011 года. Собеседники “Ъ” рассказывали, что кандидатура прошлого президента корпорации Романа Троценко (сейчас работает в “Роснефти”) была согласована Игорем Сечиным лично. “С приходом Андрея Дьячкова активность ОСК заметно снизилась, но „Роснефть“ может отдать корпорации крупные заказы, поэтому сейчас на должность президента ОСК ищут подходящую кандидатуру”,– говорит один из источников “Ъ”. По словам источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, господин Сечин уже донес свое недовольство менеджментом ОСК “до руководства страны”.

Один из собеседников “Ъ” говорит, что главу ОСК могут поменять сразу после совещания 6 мая, а Андрей Дьячков уже ушел на больничный. В ОСК подтвердили, что глава корпорации на больничном, отказавшись от дальнейших комментариев. Но еще один собеседник “Ъ” в ОСК утверждает, что господин Дьячков “продолжает готовиться к совещанию” и отставка не ожидается раньше осени. Между тем подбор сменщика продолжается. Среди них называли директора департамента судостроительной промышленности Минпромторга Леонида Стругова и экс-депутата Госдумы Сергей Шишкарев. “Но теперь кандидатура Шишкарева уже не на первом месте”,– говорит один из источников “Ъ”. Они уверяют, что на пост президента ОСК претендует и Александр Вознесенский, но не считают это назначение реальным. Один из возможных кандидатов, говорят источники “Ъ”,– бывший спикер петербургского ЗАКСа сенатор Вадим Тюльпанов. Впрочем, сам господин Тюльпанов сказал вчера “Ъ”, что “впервые слышит” о возможности такого назначения.

Егор Попов, Кирилл Мельников, Михаил Серов; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург



Jaguar F-Type оценили в 3,8 млн рублей
Пенсия у мужчин на 14% больше, чем у женщин
Строительство нового терминала в аэропорту “Курумоч” начнется уже летом