Предвестники весенней птичьей миграции — первые лебеди — в этом году прилетели на Сахалин на неделю позже обычного. Виновата затяжная зима. Даже на юге острова в эти дни то и дело идет снег.
Погода во все времена была главной проблемой местных жителей. Еще Антон Павлович Чехов в своих записках с каторжного Сахалина постоянно пишет о сыром, ветреном и холодном климате. Мог ли он знать, что спустя несколько десятков лет люди — и вовсе не каторжные — освоят не только южную часть острова, но и совсем уж неприветливый север.
«Север Сахалина — это очень изменчивая погода, она постоянно нас выбивает из колеи. Мы, сахалинцы, привыкли к большому снегу, но в этом году он еще больше, чем всегда. В этом году чуть более затяжные бураны — день-два, нас практически на 10 дней выбивало из колеи, мы целую неделю только расчищаемся», — сетует генеральный директор ООО «Сахалинморнефтегаз» Сергей Дряблов.
Тысячу километров на север от Южно-Сахалинска — и, действительно, совсем другая картина. И это апрель! Можно представить, каково было отставному флотскому лейтенанту из Петербурга Григорию Зотову. Еще в 80-х годах XIX столетия он отправился на далекий и малоизученный остров в поисках чудесной «керосин-воды», о которой ему рассказали местные шаманы из народа нивхов.
Со времен Зотова многое изменилось, но, несмотря на более чем столетнюю историю промысла на Сахалине, до этих мест по-прежнему трудно добираться. Дорога, связывающая юг и север острова, более чем наполовину грунтовая, а значит, в межсезонье проехать по ней можно только на грузовике или на джипе. Логистика влияет и на экономику — бензин в Охе практически на 30% дороже, чем в Южно-Сахалинске — и это в нефтеносном-то краю! Вот уж действительно — загадка русской души.
Сам Зотов до начала нефтедобычи на Сахалине так и не дожил, а вот вышку, которая, по версии некоторых историков, может быть вообще первым подобным сооружением в России, строили уже его наследники.
Та самая вышка Зотова, ее еще называют «Русская вышка». Сейчас есть все основания полагать, что именно здесь, с этого места, началась история добычи нефти не только на Сахалине, но и во всей России.
Сохранилось и само здание, и скважина, просто сейчас она законсервирована. В те времена бурить ее приходилось ударно-канатным способом. То есть рабочие на канатах поднимали огромный бур на самый верх вышки, а затем сбрасывали вниз, таким образом им удалось дойти до глубины 60 метров. До большого нефтеносного пласта не хватило каких-то десяти метров.
По-настоящему охинское месторождение освоили уже советские геологи и нефтяники. Во время Великой Отечественной именно Оха обеспечивала сырьем наш Дальний Восток. В 43-м в рекордные сроки с Сахалина на материк был построен нефтепровод до перерабатывающего завода в Комсомольске-на-Амуре.
«Строили, конечно, в основном, заключенные, здесь было очень много лагерей. Практически все работы выполнялись вручную. И в кратчайший такой срок, за 15 месяцев 337 километров было построено, и с 1 ноября началось заполнение данного трубопровода», — рассказал ветеран-нефтяник Геннадий Фролов.
За военные годы через этот нефтепровод было перекачано миллион триста тысяч тонн нефти. Но новое время диктует новые вызовы. Нефть уводит добытчиков к морю — на шельф. Там добывать сырье куда как сложнее. Особенно когда дорогостоящую буровую платформу в любой момент могут снести плавучие льды. Но специалисты «Роснефти», разрабатывающие новое перспективное месторождение «Одопту-море», придумали изящный выход из ситуации. Буровая стоит на берегу, а скважина под наклоном уходит под дно моря.
«Месторождение “Одопту-море” обеспечивает 65% добычи всего “Сахалинморнефтегаза”, и развитие мы видим в том, что сейчас некоторые скважины, которые в силу геологических условий снизили свои дебеты, мы делаем их реконструкцию путем зарезки боковых стволов», — рассказал заместитель начальника управления ОП «УДНГ» Валерий Ямилов.
Несмотря на суровые условия, здесь продолжают разведывать новые месторождения, осваивать шельф, придумывать, как сделать эту тяжелую во всех смыслах нефть рентабельной. Ведь технологии, которые сейчас испытывают здесь, уже в ближайшее время могут оказаться широко востребованы по всей стране.