ХКФ-банку не удалось занять место на рынке автокредитования. «Впервые мы свернули автокредитование в 2008 г., потом в 2009 г. вернулись к нему, долго обкатывали продукт в пилотном режиме, однако сейчас приняли для себя решение закрыть автокредитование во второй раз», — сообщил председатель правления банка Иван Свитек (цитата по «Интерфаксу»).

По его словам, ХКФ-банк предпочитает специализироваться только на тех направлениях, где может занять лидирующие позиции. «А для того чтобы быть в каком бы то ни было направлении в пятерке крупнейших, нужно не только усиленно работать, но и иметь ресурсы для развития этого направления», — поясняет Свитек. Так, чтобы входить в пятерку лидеров по автокредитованию, нужен «объем портфеля на десятки миллиардов рублей, нужен капитал, нужны инвестиции в развитие, нужен профессиональный менеджмент». Сейчас, утверждает Свитек, ХКФ-банку не хватает человеческих ресурсов для получения «должного эффекта от этого направления».

Главный продукт ХКФ-банка — кредиты наличными, на них приходится 70% его розничного кредитного портфеля. На этом рынке ХКФ уступает только Сбербанку и «ВТБ 24». Зато автокредиты при розничном портфеле в 237 млрд руб. составляют всего 280 млн руб. — согласно МСФО банка за 2012 г.

В 2012 г. рынок автокредитования вырос на 20% до 815 млрд руб. (оценка Frank Research Group).

Новым игрокам сложно зайти на рынок автокредитования, говорит зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов: «Успех в автокредитовании зависит в первую очередь от выстроенных отношений с автодилерами и салонами, а этот рынок и партнеры уже давно поделены между банками». Конкуренция ужесточилась после того, как автопроизводители один за другим начали создавать кэптивные банки, добавляет он.

В России есть банки почти всех зарубежных автоконцернов: Тойота-банк, БМВ-банк, «Фольксваген банк рус», «Мерседес-Бенц банк», банк «ПСА финанс» (кредитует продажи дилеров Peugeot и Citroen). Родственный банк создает сейчас альянс Renault-Nissan вместе с группой Unicredit. Тойота-банк и БМВ-банк вошли уже в десятку лидеров этого рынка.

«У кэптивных банков больше преимуществ — они ближе к производителю и могут предложить более привлекательные для потребителей условия и ставки», — признает предправления БМВ-банка Анна Морозова. По ее словам, в ближайшие годы все мировые автопроизводители, которые имеют собственные банки, выведут их на российский рынок — Россия является одним из наиболее перспективных рынков с точки зрения продаж новых автомобилей.

«После того как активизировались банки автоконцернов, маржа [в автокредитовании] сильно снизилась», — заявлял недавно зампред правления Сбербанка Александр Морозов. По его словам, из-за снижающейся прибыльности этого продукта госбанк не будет наращивать долю автокредитования в портфеле.

Зато группа ВТБ собирается усилить свои позиции. «Лето банк», который создавался группой для экспресс-кредитования в магазинах, собирается запустить еще и экспресс-автокредиты. «Мы оцениваем рынок автокредитования как перспективное направление», — поясняет президент «Лето банка» Дмитрий Руденко, не уточняя, какие условия и ставки будут по автокредитам. Впрочем, «Лето» стартует не с нуля — у материнского «ВТБ 24» 2-е место на этом рынке.



Ласточкино гнездо спасут от разрушения
Сингапур станет офшорной зоной номер один
Профильные ведомства проверят розничные цены на животноводческую продукцию