Посылки застряли на складах
Поводом для такого предложения стала ситуация в столичных аэропортах, где в начале прошлой недели скопилось около 500 тонн зарубежных посылок, ожидающих таможенного оформления. Причина — взрывной рост интернет-торговли и нехватка таможенников для досмотра посылок. По данным почтовиков, из-за нехватки таможенников в терминалах аэропортов ежедневно оседало по 6 тонн недосмотренных отправлений.
«Почта» предприняла экстренные меры для разрешения ситуации: многократно увеличила число работников, занятых обработкой посылок в аэропортах, перевела их на круглосуточный режим работы, арендовала дополнительные склады, перенаправила потоки почты из Москвы в другие города для досмотра. В результате за неделю остатки посылок в аэропортах снизились до 150 тонн, но продолжает поступать новая почта.
Однако меры, реализованные «Почтой», не могут полностью исправить ситуацию: посылки нельзя отправить адресатам без досмотра, а таможенники не справляются с таким валом почты из-за нехватки сотрудников. Их число таможня увеличить не может, поскольку подпадает под действие указа президента РФ о сокращении численности госслужащих. Таможенники согласились с предложениями «Почты» инициировать поправки в указ, но если власти и одобрят их, утверждение займет очень много времени.
Нужна модернизация
Сложившаяся ситуация вынудила ООО «Аэропорт Москва» (оператор складов в аэропорте «Шереметьево»), на складах которого скопилось 140 тонн посылок, объявить пятидневное эмбарго на прием с самолетов прибывающей зарубежной почты, сообщил агентству «Прайм» замгендиректора компании Владимир Смирнов.
Но эмбарго не поможет принципиально изменить ситуацию: недоставленная почта хранится в странах-отправителях, и после снятия запрета валовыми темпами снова заполнит склады. «Проблема системная, и это не последний, как мне кажется, коллапс. Если не будут изменяться технологии, не будут изменяться возможности структурные, транспортные, то эта ситуация будет повторяться», — считает Смирнов.
В «Почте России» также заявляют о необходимости глобальной модернизации предприятия, но она потребует времени и существенных инвестиций, поэтому невозможна без активного участия государства.
«Для того чтобы найти правильные подходы и выработать принципы модернизации “Почты России”, а также чтобы оперативно решать текущие задачи, в том числе по ликвидации скопления отправлений в зонах таможенного контроля, мы выходим в правительство с предложением о создании межведомственной комиссии, в которую должны войти представители Минкомсвязи, ФТС, Минэкономразвития, Минтранса и ФГУП “Почта России”, — заявил гендиректор предприятия Александр Киселев.
Многострадальная почта
Ситуация в “Почте” действительно непростая: из 42 тысяч ее отделений около 70% — убыточны, практически вся инфраструктура, созданная еще при СССР, изношена, требует замены автомобильный парк, необходимо строительство автоматизированных сортировочных центров (на сегодня около 65% корреспонденции в РФ сортируется вручную), а также мест международного почтового обмена (ММПО), где обрабатывается зарубежная почта. Решение этих задач требует минимум 200 миллиардов рублей инвестиций, но сама “Почта” способна вкладывать не более 13 миллиардов рублей в год при минимальной ежегодной потребности в 20 миллиардов рублей.
На безубыточный уровень “Почта” вышла только в 2009 году, в 2012 году ее прибыль составила 813 миллионов рублей. Но основная часть этой прибыли уходит на зарплату сотрудников: “Почта”, наряду с такими гигантами, как “Газпром” и “Сбербанк”, является крупнейшим работодателем страны, штат ее сотрудников насчитывает 380 тысяч человек. Таким образом, предприятие физически не способно финансировать свою инвестпрограмму.
Реформирование “Почты России” обсуждается на протяжении многих лет, выдвигались идеи развития непрофильных для предприятия направлений деятельности, в том числе создание “Почта банка”. Предприятие еще в 2009 году подготовило программу модернизации инфраструктуры, в 2012 году — стратегию своего развития до 2016 года, предполагающую инвестиции в 200 миллиардов рублей, половина из которых должна быть выделена из федерального бюджета. Однако до сих пор правительство не утвердило ни один из этих документов.
Кадры решают все?
В Минкомсвязи, в ведение которого недавно была передана “Почта”, согласны, что модернизация предприятия — задача государственного масштаба. В то же время в министерстве не намерены обсуждать программу, подготовленную самой “Почтой”, потому что считают завышенной оценку необходимых бюджетных затрат. Ведомство само разработало финансовую модель предприятия, один из вариантов которой предусматривает выделение и приватизацию логистического бизнеса ФГУПа.
Минкомсвязь не против бюджетного финансирования “Почты”, но только после смены руководства. В начале этого года министерство подготовило проект правительственной директивы о досрочной отставке гендиректора “Почты” Александра Киселева и назначении на его место бывшего главы сотового оператора “Tele2 Россия” Дмитрия Страшнова. В начале апреля президент РФ внес “Почту” в список стратегических предприятий, что означает, в том числе, что вопросы о смене руководства компании будут решаться в Кремле. По данным источников в правительственных кругах, отставка Киселева — вопрос решенный, ее поддержали и в администрации президента РФ.
Киселев руководит “Почтой” с 2008 года и имеет многолетний опыт работы в почтовой отрасли (он, в том числе, отвечал за “Почту”, работая в министерстве связи). В отличие от него, профессиональная деятельность Страшнова ранее не была связана с почтой.
Опыт назначения гендиректором “Почты России” непрофильного менеджера уже был. Осенью 2007 года предприятие возглавил Андрей Казьмин, до этого в течение 12 лет руководивший Сбербанком. Он хотел превратить “Почту России” в “супермаркет” по оказанию почтовых и финансовых услуг и сделать ее безубыточной, но проработав год, он покинул предприятие, так и не реализовав своих идей.