ГМК «Норильский никель» переносит на пять лет строительство горно-обогатительного комбината (ГОК) на Бугдаинском молибденовом месторождении в Забайкальском крае из-за ценовой конъюнктуры на мировом рынке молибдена, говорится в сообщении пресс-службы правительства региона. Выход ГОКа на проектную мощность был запланирован на 2017 год. Временно исполняющий обязанности губернатора края Константин Ильковский заявил, что речи о закрытии проекта не идет: «Работы по строительству ГОКа не отменяются, а лишь переносятся по времени». В ГМК «Газете.Ru» подтвердили, что возможность переноса сроков обсуждается, но окончательное решение пока не принято. «Сейчас все проекты компании проходят ревизию на предмет эффективности при нынешней ценовой конъюнктуре», — объяснил представитель компании.

Ранее «Норникель» планировал осваивать пять месторождений Забайкальского края — Быстринское, Бугдаинское, Култуминское, Лугоканское (медно-сульфидные) и Солонеченское (сурьмяно-золотое). Но в 2010 году компания посчитала, что разработка последних трех месторождений нерентабельна.

Окончательный проект предполагал строительство железной дороги (совместно с государственным Инвестфондом) и самостоятельное освоение «Норникелем» Быстринского и Бугдаинского месторождений (срок отработки — около 30 лет). Общий объем инвестиций в освоение двух месторождений «Норникель» оценивал в 104,6 млрд рублей.

Доля инвестиций «Норникеля» должна была составить в общей сложности 80 млрд рублей: из них 72,4 млрд рублей предполагалось направлить на освоение Быстринского и Бугдаинского месторождений и строительство на их базе двух горно-обогатительных комбинатов, 8,06 млрд рублей – на строительство железнодорожной линии Нарын-1 (Борзя) – Газимурский завод протяженностью 223 км.

Инвестфонд должен был финансировать строительство железной дороги на сумму 24,2 млрд рублей. Предполагалось, что ГОК на Бугдаинском золото-молибден-порфировом месторождении обеспечит добычу 16 млн тонн руды в год и ее переработку в молибденовый концентрат с содержанием около 9 тыс. тонн молибдена.

«Но цены на молибден с 2006 года упала в три раза, разработка месторождения оказалась нерентабельна. Только за прошлый год цена на молибден упала на 20%», — говорит Алексей Морозов из UBS. «Кроме прочего, произошло удорожание проекта в части инфраструктуры, а именно строительства железной дороги, на 3 млрд рублей. Непонятно, кто должен был выделить эти средства», — добавляет источник, близкий к никелевой компании.

«Норникель» уже выделил часть средств на инфраструктуру, строительство железной дороги и проектные работы. В прошлом году ГМК потратил на строительство электроподстанций, снабжающих станции, более 1,2 млрд рублей. Точно сумму вложенных средств в компании назвать не смогли.

«Себестоимость добычи молибдена довольно высока. Компании выгоднее сосредоточить усилия на основной площадке на Таймыре, где при низкой себестоимости добываются никель и медь», — говорит Морозов. «Решение позитивное с учетом необходимости выплаты дивидендов: владельцы компании договорились выплатить акционерам за 2012-2014 годы $8-9 млрд “, — считает Кирилл Чуйко из БКС.

„Норникель“ проводит оптимизацию стратегии развития, согласно которой ГМК сохранит только наиболее эффективные и гарантирующие возврат капитала проекты. Ранее первый замгендиректора „Норникеля“ Евгений Яковлев заявил, что некоторые инвестпроекты компании не являются необходимыми с точки зрения эффективности, так как они были запланированы при более позитивной конъюнктуре цен на металлы. Но строительство Быстринского ГОКа „Норникель“ откладывать не намерен, согласно планам, оно начнется в апреле этого года. „Это не молибденовое месторождение, содержит запасы меди, его разработка более перспективна“, — объясняет источник, близкий к компании.

По оценке Чуйко, меры по сокращению расходов в логистике и оптимизации неэффективных проектов позволят сократить капитальные вложения компании до $1,5-2 млрд в год.

Автор: Ольга Алексеева



Украина протестирует новый маршрут реверсных поставок газа из Европы
В Нижегородской области ПТУ станут колледжами и техникумами
Лаос начал коммерческую эксплуатацию самолета Sukhoi Superjet 100