В предшествовавший экономическому кризису период разница уровня зарплат общественного сектора и средней зарплаты по Эстонии была значительно больше, чем сейчас. Если в 2000 году средняя месячная зарплата в общест­венном административном секторе по сравнению со средней по Эстонии была на 28% выше, то с 2012 года этот разрыв сократился до 18%.

Разрыв в зарплатах начал снижаться, когда в 2009 и 2010 годах по сравнению с 2008 годом расходы на деятельность государства были сокращены примерно на 147 млн евро, т.е. на 9,36%. Заплата на публичной службе сократилась тогда на 12%, а средняя зарплата по Эстонии — на 5%.

Из внутренних резервов

Планируя госбюджет на 2011 год, правительство решило, что в 2011 году расходы на дея­тельность больше сокращаться не будут, поэтому зарплата чиновников снизилась только на один процент. В том же году средняя зарплата по Эстонии выросла на тот же один процент. Таким образом, в секторе публичного администрирования рост зарплат был более медленным, чем в среднем на рынке.

По словам советника отдела государственного управления и публичной службы Минфина Керлин Пести, помимо показателей Департамента статистики еще и данные Банка Эстонии говорят о том, что в период 2006–2012 годов рост зарплат в общественном секторе был меньше, чем в среднем по Эстонии, и, по сравнению с остальным рынком, зарплаты сектора потеряли свою конкурентоспособность.

Из всех работников публичного администрирования в 2012 году примерно 50%, т.е. 22 000 человек составляли чиновники министерств, департаментов, инспекций, судов, тюрем, кадровые военнослужащие Сил обороны, чиновники прокуратуры и национального архива. Зарплаты этих 22 000 человек зависят от бюджетных возможностей, которые в годы кризиса заметно сократились.

В прошлом году в госбюджете было предусмотрено увеличение расходов на деятельность государства примерно на 10%, но эти деньги были направлены в проблемные учреждения, а не распределены равномерно между учреждениями.

Хотя в 2011 и 2012 годах не всем госучреждениям дали денег на увеличение фонда зарплаты, средняя зарплата госслужащих выросла. В течение этих двух лет в госбюджете в отношении расходов на деятельность госучреждений применялась политика замораживания, но все же учреждения повышали зарплаты за счет внутренних резервов, т.е. зарплаты заморожены не были, объяснила Пести.

В следующем году

В результате средняя зарплата чиновников в 2012 году увеличилась на 4%, что, как и в 2011 году, оказалось меньше роста средней зарплаты в стране, который составил 6%. Таким образом, в течение двух лет средняя зарплата госчиновников росла медленнее, чем средняя по Эстонии.

В прошлый четверг в связи с утверждением бюджетной стратегии правительство по­обещало в следующем году повысить зарплаты в госсекторе. Объемы этого роста станут известны в августе-сентябре, после того как будут готовы результаты летнего прогноза Минфина.

По словам исполнительного директора CV Keskus Пааво Хейла, рост зарплат в госсекторе может повлиять на увеличение зарплат во всей экономической среде Эстонии. «Если рост зарплат госслужащих выше, чем в частном секторе, то государство получает конкурентное преимущество при вербовке кадров.

Для того чтобы удержаться в конкурентной борьбе, частный сектор должен предложить людям равноценные зарплаты и блага.

“Предупредительное” увеличение зарплат в госсекторе означает давление в сторону увеличения зарплат во всей экономике Эстонии», — сказал он.

Хейл добавил, что при этом государство должно обес­печить, чтобы все необходимые нам общественные услуги были предоставлены на качественном уровне, и поэтому важно внимательно следить за зарплатами частного сектора и другими предлагаемыми им благами, чтобы соответствующим образом реагировать повышением или понижением зарплаты.



Украинцам обещают вернуть налог на недвижимость
Подоходный налог за 2012 год минчанам предстоит уплатить не позднее 15 мая
Эксперт: расходы на новую машину равны расходам на такси