В предшествовавший экономическому кризису период разница уровня зарплат общественного сектора и средней зарплаты по Эстонии была значительно больше, чем сейчас. Если в 2000 году средняя месячная зарплата в общест­венном административном секторе по сравнению со средней по Эстонии была на 28% выше, то с 2012 года этот разрыв сократился до 18%.

Разрыв в зарплатах начал снижаться, когда в 2009 и 2010 годах по сравнению с 2008 годом расходы на деятельность государства были сокращены примерно на 147 млн евро, т.е. на 9,36%. Заплата на публичной службе сократилась тогда на 12%, а средняя зарплата по Эстонии — на 5%.

Из внутренних резервов

Планируя госбюджет на 2011 год, правительство решило, что в 2011 году расходы на дея­тельность больше сокращаться не будут, поэтому зарплата чиновников снизилась только на один процент. В том же году средняя зарплата по Эстонии выросла на тот же один процент. Таким образом, в секторе публичного администрирования рост зарплат был более медленным, чем в среднем на рынке.

По словам советника отдела государственного управления и публичной службы Минфина Керлин Пести, помимо показателей Департамента статистики еще и данные Банка Эстонии говорят о том, что в период 2006–2012 годов рост зарплат в общественном секторе был меньше, чем в среднем по Эстонии, и, по сравнению с остальным рынком, зарплаты сектора потеряли свою конкурентоспособность.

Из всех работников публичного администрирования в 2012 году примерно 50%, т.е. 22 000 человек составляли чиновники министерств, департаментов, инспекций, судов, тюрем, кадровые военнослужащие Сил обороны, чиновники прокуратуры и национального архива. Зарплаты этих 22 000 человек зависят от бюджетных возможностей, которые в годы кризиса заметно сократились.

В прошлом году в госбюджете было предусмотрено увеличение расходов на деятельность государства примерно на 10%, но эти деньги были направлены в проблемные учреждения, а не распределены равномерно между учреждениями.

Хотя в 2011 и 2012 годах не всем госучреждениям дали денег на увеличение фонда зарплаты, средняя зарплата госслужащих выросла. В течение этих двух лет в госбюджете в отношении расходов на деятельность госучреждений применялась политика замораживания, но все же учреждения повышали зарплаты за счет внутренних резервов, т.е. зарплаты заморожены не были, объяснила Пести.

В следующем году

В результате средняя зарплата чиновников в 2012 году увеличилась на 4%, что, как и в 2011 году, оказалось меньше роста средней зарплаты в стране, который составил 6%. Таким образом, в течение двух лет средняя зарплата госчиновников росла медленнее, чем средняя по Эстонии.

В прошлый четверг в связи с утверждением бюджетной стратегии правительство по­обещало в следующем году повысить зарплаты в госсекторе. Объемы этого роста станут известны в августе-сентябре, после того как будут готовы результаты летнего прогноза Минфина.

По словам исполнительного директора CV Keskus Пааво Хейла, рост зарплат в госсекторе может повлиять на увеличение зарплат во всей экономической среде Эстонии. «Если рост зарплат госслужащих выше, чем в частном секторе, то государство получает конкурентное преимущество при вербовке кадров.

Для того чтобы удержаться в конкурентной борьбе, частный сектор должен предложить людям равноценные зарплаты и блага.

“Предупредительное” увеличение зарплат в госсекторе означает давление в сторону увеличения зарплат во всей экономике Эстонии», — сказал он.

Хейл добавил, что при этом государство должно обес­печить, чтобы все необходимые нам общественные услуги были предоставлены на качественном уровне, и поэтому важно внимательно следить за зарплатами частного сектора и другими предлагаемыми им благами, чтобы соответствующим образом реагировать повышением или понижением зарплаты.



Разработчик софта BMC Software сменил собственников
Путин заинтересовался маржой российских банков
Операторы третьего эшелона создают холдинг