После того, как в 2011 году «ушли на пенсию» после 30 лет службы и разъехались по музеям все американские шаттлы, единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию стали российские корабли «Союз».

Контракты между космическими ведомствами РФ и США о сотрудничестве в полетах на МКС подписываются на несколько лет вперед. Только что подписанный договор на сумму $424 млн. предусматривает выделение российской стороной шести мест на кораблях «Союз» астронавтам из США, Канады, Японии и европейских стран, а также предоставление услуг по возврату экипажей на Землю, с середины 2016-го до середины 2017 года.

Предыдущий контракт, покрывавший двухлетний период с 2014 по 2016 год, был подписан в 2011 году на сумму $753 млн. Как видим, российские услуги дорожают…

У НАСА, впрочем, нет выбора. Коммерческая программа доставки экипажей и грузов на МКС (она предусматривает использование НАСА космических летательных аппаратов, предоставляемых частными компаниями) хронически недофинансируется – Конгресс США недодал ей денег и в прошлом, и в позапрошлом, и в этом году. Из-за этого зависимость от Роскосмоса, от которой планировалось избавиться к 2015 году, продлится как минимум до 2017-го.

Глава НАСА Чарльз Болден в своем интернет-блоге похвалил русских и отругал своих: «Хотя наши российские партнеры были и остаются хорошими партнерами, для нас неприемлемо, что в настоящее время Америка лишена способности запускать своих собственных астронавтов». План сотрудничества между американским государством и частными фирмами в разработке своих, отечественных средств доставки на МКС, пишет Болден, «поддерживает американскую программу пилотируемых космических полетов, содействует развитию экономики и помогает создать для американцев хорошо оплачиваемые рабочие места. Если бы НАСА получила то финансирование, которое запросил для этого плана президент, нам бы не пришлось подписывать новый контракт с Роскосмосом на транспортировку…»

Получается, что американская бюджетная война для России – мать родна? Не совсем. Если пресловутый секвестр, уже введенный в действие, и дальнейшее недофинансирование американской экономики ввергнут ее в рецессию или, как минимум, сведут к минимуму ее рост, России это тоже не сулит ничего хорошего. Глобальная экономика нынче одна на всех.

Что касается сотрудничества НАСА с частным сектором, то оно изначально имело своей целью удешевить программу пилотируемых полетов, доставки людей и грузов на МКС, и высвободить финансовые ресурсы НАСА для решения других задач, связанных с изучением глубокого космоса.

У НАСА действуют соглашения до мая 2014 года с корпорациями Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Из этих трех компаний, как планируется, как минимум две получат контракты с НАСА на проведение в 2015–2016 испытаний, включая демонстрационные полеты. Но это произойдет только при условии, что Конгресс США выделит космическому ведомству необходимое финансирование в полном объеме. В противном случае, как говорят руководители НАСА, им придется выбрать только одну фирму и перенести сроки начала полетов на своих, американских кораблях на более отдаленное будущее.

Бюджет НАСА составляет менее 0,5% федерального бюджета, хотя, согласно социологическим опросам, жители США думают, что на космические исследования идет порядка 10% – 20% казенных денег.

В прошлом году, выступая на заседании сенатского комитета по науке, астрофизик Нил Деграсс Тайсон сказал: «Сейчас годовой бюджет НАСА составляет полцента с каждого налогового доллара. Если удвоить эту сумму – сделать цент с доллара, – мы можем превратить мрачную, погрязшую в унынии нацию, изможденную экономическими трудностями, в такую, которая вернет себе завоеванное в 20-м веке право первыми стремиться в завтра».

В том же 2012 году под влиянием вдохновенной речи Тайсона группа энтузиастов основала организацию Penny4NASA, которая борется за удвоение доли НАСА в федеральном бюджете США. Но на сегодня достижение этой цели выглядит не очень реальным.



Японские компании подсчитали убытки от простоя Dreamliner
Телевидение Финляндии начинает трансляцию новостей на русском языке
Цена золота рухнула в апреле на 7,8%, падение оказалось максимальным с декабря 2011 года