«Вымпелком» не заключил новое соглашение с Apple о продажах iPhone, рассказал «Ведомостям» источник в сотовой компании и подтвердила ее пресс-секретарь Анна Айбашева. Прежний контракт истек 31 марта. Пока, по словам Айбашевой, компании работают на его условиях, а параллельно ведут переговоры. По мнению менеджера, близкого к «Вымпелкому», у Apple слишком высокие запросы «по маркетинговому сопровождению»: она требует, чтобы оператор оплачивал рекламу iPhone, но решения о ее размещении хочет принимать сама, не учитывая ни особенностей российского медийного рынка, ни запросов целевой аудитории.
Старое соглашение пролонгировано, по словам собеседника «Ведомостей», менее чем на полгода. Представитель Apple отказался от комментариев.
Продажи iPhone в России начались осенью 2008 г. Тогда прямые контракты с Apple заключили все операторы «большой тройки». За год они продали 300 000 устройств — существенно меньше, чем обещали (МТС обязалась продать около 1,3 млн iPhone до октября 2011 г., «Вымпелком» — 1,5 млн до конца 2010 г., а «Мегафон» — 1 млн до августа 2010 г.). «Мегафон» разорвал соглашение с Apple еще в 2010 г., МТС — в 2012 г. Пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова не исключает возвращения к переговорам с Apple, но пока их нет. Не ведет переговоров и «Мегафон», говорит его представитель Юлия Ганина. В ноябре 2012 г. статус официального реселлера iPhone получил «Связной», его официальный представитель вчера не ответил на запрос.
Человек, сотрудничающий с операторами «большой тройки», считает нынешние требования Apple «по-прежнему очень далекими от реалий российского рынка». А менеджер, работающий с Apple, напоминает, что у той недавно сменился директор российского офиса (им стал датчанин Питер Энгроб Нильсен), а с ним и стратегия. Теперь для Apple особенно важна доля рынка, ради нее компания может даже пожертвовать частью маржи и старые контракты едва ли могут продлеваться надолго, думает он.
Сотрудничать с Apple отказываются не только российские операторы. Так же поступили, по данным Bloomberg, китайский China Mobile и японский NTT DoCoMo: оба пожаловались, что Apple выставляет неприемлемые условия сотрудничества. А гендиректор шведской Tele2 Матс Гранрид заявил, что Apple контролирует партнеров так же жестко, как Северная Корея — свои СМИ.