Пассажирам «Аэрофлота» приходится оплачивать большой объем неэффективных затрат авиакомпании. Такой вывод сделала Счетной палата по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности «Аэрофлота» за 2010-2011 годы и 9 месяцев 2012 года.

В январе председатель СП Сергей Степашин анонсировал проверку формирования цен на билеты в авиакомпании. «Запланировали проверку не просто “Аэрофлота”, а вопрос формирования цены, — сказал он. – Посмотрим конкурентную среду. Почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам. Серьезные международные авиационные компании».

«Ну хватит обманывать народ, на самом деле!» — эмоционально добавил тогда Степашин.

По итогам проверки Счетная палата пришла к выводу, что высокая стоимость перевозок по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), но также и наличием большого объема неэффективных затрат.

53,1% стоимости авиаперевозок связаны с выполнением непосредственно полета (в том числе 31,9% — это горюче-смазочные материалы и 21,2% — аэропортовое и аэронавигационное обслуживание), 26,6% — содержание в исправном состоянии самолетов, 10,8% — обслуживание пассажиров и обработка грузов.

9,5% — организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы), говорится в материалах проверки.

В 2011 году у «Аэрофлота» произошел рост доходов, но в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок на 24,2 % (в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3 % к уровню 2010 года и обеспечили 75,7 % общего объема доходов пассажирских перевозок). Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%. Из-за роста пассажиропотока увеличились и расходы компании (на 24,2 %).

Но в 2011 году «Аэрофлот» в 3,6 раз увеличил и расходы на оказание «консультационно-информационных услуг», сообщает Счетная палата.

При оценке финансовых вложений установлены случаи экономически неэффективных решений совета директоров «Аэрофлота» по управлению дочерними компаниями. В группу, помимо «Аэрофлота», в конце 2011 года вошли авиакомпании «Россия», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии» и «Владивосток Авиа». Счетная палата не уточняет, принимал ли совет директоров спорные решения в отношении этих «дочек» и какие именно решения были экономически неэффективными.

Кроме того, СП отмечает, компания проводила торги «преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры, стоимостью свыше 10 млн рублей заключены без проведения торгов».

Ведомство не детализирует эпизоды. Но в марте 2013 года член совета директоров Алексей Навальный рассказывал, что «обнаружил заключенный по очень странной процедуре контракт с рекламной компанией, принадлежащей Тине Канделаки — ООО “Апостол”». «Контракт, по моему мнению, заключен с нарушением и 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний и нарушением внутренних правил самого Аэрофлота», — писал Навальный в блоге, ссылаясь на переписку между ним и гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым (была опубликована в «Ведомостях»). Контракт «достаточно большой», уточнял член совета директоров «Аэрофлота», но «не достаточно велик, чтоб его рассматривали на СД». Основанием для заключения контракта было поручение гендиректора «Аэрофлота» от 12 января 2012 года.

В апреле 2013 года «Аэрофлот» открыл ряд конкурсов по выбору компаний, которым предстоит заняться продвижением «Аэрофлота» или оказанием консалтинговых услуг в интересах авиаперевозчика.

Среди тендеров – «разработка креативной концепции рекламного видеоролика, позиционирующего бренд “Аэрофлот” через спонсорство футбольного клуба» (стоимостью не более 1 млн рублей), «разработка серии коммуникационных стратегий в интересах ОАО “Аэрофлот”, а также дочерних и зависимых компаний группы “Аэрофлот” на 2013-2014 годы» (не выше 29 млн рублей), «оказание информационных и консалтинговых услуг в виде реализации программы формирования лояльности сотрудников к компании» (не выше 15 млн рублей), «информационное сопровождение инициатив “Аэрофлота” в эфире российских федеральных телевизионных каналов в 2013 году» (69 млн рублей).

Один из самых дорогих тендеров – по «информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов ОАО “Аэрофлот”, путем организации публикаций на основе новостей и пресс-релизов». Цена контракта – 100 млн рублей.

Итоги конкурсных закупок должны быть подведены в мае.

Коллегия Счетной палаты решила направить представления в Минтранс, Росавиацию и «Аэрофлот — российские авиалинии», информационное письмо – в Росимущество, материалы проверки – в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД, а отчет по результатам проверки в палаты Федерального собрания.

Автор: Алина Черноиванова



За год количество организаций в крае, имеющих задолженность по зарплате, сократилось вдвое
Екатеринбургэнерго могут ликвидировать. Паслер задумался о консолидации компании с ТГК-9
Рост цен производителей в марте замедлился до 0,5%, в I квартале до 0,9%