В Латвии часто приводят в пример Эстонию, когда хотят объяснить, что евро не подтолкнет к кризису государство с сильной финансовой политикой, сказал в интервью Postimees министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, побывавший в конце прошлой недели в Таллине.
Как продвигается процесс присоединения Латвии к зоне евро? Может ли что-нибудь помешать присоединению к еврозоне с 1 января 2014-го?
Правительство Латвии запросило у Еврокомиссии и Европейского центробанка доклад, который должен быть представлен во второй половине мая. Мы выполняем Маастрихстские критерии, поэтому я не вижу причин, по которым этот доклад должен бросить на Латвию плохую тень.
Вхождение Латвии в еврозону является все же политическим решением, которое министры финансов стран ЕС должны принять к середине июня и главы правительств утвердить к концу июня, к июлю должны быть улажены технические вопросы. 1 января 2014 года мы должны перейти на евро.
Кроме того, мы, конечно, ведем отдельную работу со всеми странами еврозоны, чтобы в последний момент нас не ожидал какой-нибудь сюрприз. Наш премьер-министр встречается сегодня (в минувшую пятницу. — Ред.) в Париже с президентом Франции Франсуа Олландом и своим коллегой Жаном-Марком Эро (как утверждают некоторые источники, Париж сомневается, следует ли принимать Латвию в еврозону. — Ред.).
Пока я не вижу причин, чтобы кто-то мог сказать, что мы не готовы перейти на евро.
После того как разразился кризис на Кипре, заговорили о том, что российские деньги могут хлынуть в Латвию. Насколько серьезно отнеслось к этому правительство Латвии?
Этот вопрос обсуждался сразу же после того, как были приняты решения, касающиеся киприотских банков. Некоторые эксперты заговорили о том, и СМИ озвучили их мнение, что Латвия станет Кипром номер два. Это совсем не так.
Если взглянуть на цифры, то мы увидим, что на Кипре финансовый сектор составлял в семь раз большую часть внутреннего валового продукта, чем в Латвии, да и в других странах еврозоны он тоже больше, чем в Латвии.
Кроме того, после 2008-2009 годов мы проделали серьезную работу по укреплению своих финансовых механизмов. Конечно, в латвийских банках хранятся деньги людей, которые не живут в Латвии, причем не только россиян, но и граждан других стран. Но я не верю, что мы можем претендовать на то, чтобы стать вторым Кипром.
Мы отдаем себе отчет, что на Кипре есть деньги, которые куда-то выводятся, не обязательно в Латвию, но, например, в Люксембург, Великобританию или на Мальту. Уверен, что достаточно будет мер безопасности, принятых нами после финансового кризиса.
Мне бы не хотелось, чтобы сложилось впечатление, будто наша политика — это отрицание рисков. Нет, мы видим определенное передвижение денег, но оно не столь значительное, как кое-кто утверждает. Мы знаем по собственному опыту, что должны быть очень осторожными, качество денег важнее их количества.
Но вы получили предупреждение Европейского центробанка?
Мы занимаемся вопросами, которые возникли у Европейского центробанка. Совершенно естественно, что если страна хочет войти в еврозону, то Европейский центробанк и Еврокомиссия предпринимают усилия, чтобы не допустить очередного «сюрприза». Мы постоянно обмениваемся информацией с соответствующими организациями, отвечаем на возникающие у них вопросы.
1 июня у вас состоятся выборы в местные органы власти, насколько они увязаны с переходом на евро?
У нас были большие дебаты по поводу того, правильно ли мы выбрали время для перехода на евро. Это очень эмоциональный вопрос — люди очень преданы национальной валюте. Прошло всего двадцать лет с того момента, как в обращение был введен лат.
Жители Эстонии тоже ведь наверняка испытывали те же чувства, когда переходили на евро. Кроме того, определенные политические силы и личности говорят о том, что сейчас не самое лучшее время для введения евро, поскольку еврозона по-прежнему охвачена кризисом.
Но мы видим, что вы уже почти два с половиной года используете евро, и ваша экономика в порядке. В Латвии очень часто приводят в пример Эстонию, когда хотят объяснить, что евро не подтолкнет к кризису страну с сильной финансовой политикой, что вопрос не в евро, а в том, что некоторым странам, допустившим в прошлом ошибки, приходится их теперь исправлять.
Одной из таких стран была и Латвия, когда ей пришлось исправлять ошибки с помощью лата, без евро.
Хотя правящие партии выступают за введение евро, а оппозиционные — против, мы не рассматриваем этот вопрос в контексте выборов в местные самоуправления. Если бы вы задали мне этот вопрос два-три месяца назад, я бы, очевидно, ответил, что это тема выборов. Но на самом деле она оказалась не такой значительной, как можно было предположить.
Выбирая местную власть, люди по-прежнему больше думают о школах, состоянии дорог, уровне здравоохранения и местных больниц, т.е. о том, за что отвечают местные самоуправления.
Изменится ли это за те недели, что остались до выборов, не знаю.
Но я действительно не думаю, что где-нибудь в Восточной или Западной Латвии кто-нибудь станет проводить предвыборную кампанию в том духе, мол, выберите меня мэром, и у вас не будет евро, или сделайте меня мэром, и вы обязательно получите евро.
Вернемся к теме кризиса. МИД Латвии был вынужден сократить бюджет, а сейчас есть возможность вновь расширить дипломатические представительства в тех странах, с которыми вы поддерживаете тесные отношения?
В прошлом году МИДу впервые после сокращений выделили больше денег, в этом году ситуация даже лучше. В 2009-2010 гг. нам пришлось пойти на значительные сокращения бюджета. Когда в прошлом году я встречался с министром иностранных дел Франции, то наряду с другими вопросам мы обсуждали вопрос проведения реформы в МИДе, так как Франция тоже урезает бюджет. Когда я рассказал ему о нашем опыте, то у сопровождавших его дипломатов вытянулись лица, и я понял, что для них снижение зарплаты на 30-40 процентов — это что-то ужасное.
Но ситуация меняется к лучшему. Мы по-прежнему ставим перед собой немало задач. Например, нам нужны дипломаты в тех странах, с которыми мы связаны серьезными политическими или экономическими интересами, или в странах, где большая латышская диаспора, как в Великобритании, Ирландии, Германии и Норвегии. Нужны консульские службы, чтобы регистрировать рождение граждан Латвии, выдавать новые паспорта и т.д.
Если вы спросите, сможем ли мы увеличить диппредставительство в Таллинне, то отвечу: мы тщательно анализируем свои потребности, и, поверьте мне, их много, поэтому я не стану ничего обещать. Но, действительно, отношения с соседними странами — в экономике, культуре, политике — очень тесные. Радует, что благодаря географической близости деловые, культурные связи, связи в области образования развиваются и без посредничества дипломатов. Это несколько снимает нагрузку с посольств в Таллинне и Вильнюсе.
Есть одна область, которая касается Эстонии, и хотя она не имеет отношения к вашей нынешней работе, она связана с вашей предыдущей должностью канцлера Минобороны. Как обстоят дела с финансированием этого ведомства?
Сфера обороны, как и все прочие госсекторы, сильно пострадала от бюджетных сокращений. В прошлом году парламент единогласно поддержал предложение увеличить к 2020 году наши расходы на оборону до двух процентов ВВП. Для парламента такое единодушие отнюдь не характерно.
Теперь мы должны выполнить это обещание, и наш министр обороны неустанно работает над этим. Надеюсь, что мы справимся, и я согласен, что это очень важно. Во время обсуждения бюджета я всегда на стороне министра обороны, а это далеко не так легко, ведь многие сферы нуждаются в финансировании.