Цзун Цинхоу — самый известный китайский бизнесмен. Но в его речи до сих пор проскальзывают смешные словечки, подхваченные во время работы на рисовых полях в годы китайской культурной революции. Тогда миллионы молодых людей насильно депортировались на работу в деревню, горы или в отдаленные районы. Цзун Цинхоу был одним из них.

Сейчас Цзун с удовольствием обсуждает план преемственности в своей многомиллиардной бизнес-империи Wahaha. Он говорит, что его 31-летняя дочь Келли Цзун уже взяла на себя кое-какие обязанности в компании. И тут же добавляет: «Если у нее будут проблемы, я приду и надаю ей по попе».

Впрочем, с этой грубоватой фразой или без нее, но разговор о преемниках пока не имеет смысла. 67-летний китайский олигарх еще не собирается на пенсию. Сегодня он считается самым богатым человеком в Поднебесной.

Строитель брендов

Тем не менее последние полгода были для Цзуна непростыми. В ноябре 2012 г. он решил внести стратегические изменения в бизнес и занялся розничной торговлей, открыв торговый центр Waow Plaza в родном городе Ханчжоу, неподалеку от Шанхая. В ближайшие пять лет он планирует открыть 100 подобных центров. Предполагаемые клиенты — представители среднего класса, которые смогут покупать вещи класса люкс по умеренным ценам. Цзун собирается продавать им не слишком известные европейские бренды типа испанского Groc и итальянского Gregory.

Проблема в том, что торговый центр Waow Plaza начал бизнес не на той ноте. Его название, которое представляет собой сокращение от Wahaha Europe, вызвало насмешки. Лишь немногие клиенты посетили только что открытые магазины. А аналитики подвергли сомнению идею открытия торговых центров в эпоху бума интернет-торговли.

Но если Цзун и беспокоится, то он этого никому не показывает. «Это не проблема», — улыбается он. «Просто нужно время, чтобы построить бренд. В свое время я начинал с продажи мороженого, трудился как проклятый и построил собственный бренд на продаже своего продукта», — добавляет он.

Считают предводителем

Карьера Цзуна началась после китайской культурной революции. В 1966 г. школа, где учился будущий миллиардер, закрылась, и подобно миллионам других студентов его направили на работы в поле с крестьянами.

В Ханчжоу он вернулся только 15 лет спустя. В это время город переживал уже совершенно другую революцию. В 1980-х гг. роль государства в экономике Китая стала сокращаться. В Ханчжоу процветал частный сектор.

Цзун открыл первый бизнес в 1987 г. Он получил лицензию на продажу мороженого и безалкогольных напитков в школах. Это было за 10 лет до того, как он начал продавать один из своих самых ценных продуктов — минеральную воду, что актуально для Китая, где во многих домах до сих пор нет водопровода.

Wahaha, что в переводе означает «смеющийся ребенок», стала ведущей компанией в Китае по производству и продаже безалкогольных напитков. Бизнес быстро пошел в гору после того, как в 1996 г. компания Цзуна создала совместное предприятие с французской Danone.

Однако в 2007 г. партнерству пришел конец. Danone обвинила Цзуна в том, что он открыл другие компании, которые напрямую конкурируют с совместным предприятием, продавая продукцию под той же торговой маркой. А ведь Danone владела 51% акций в этом предприятии. … Читать целиком →

Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.



Работникам калужского завода Volkswagen запретили бастовать до суда
Свердловские власти утвердили новую программу развития электроэнергетики
Доходы воронежского бюджета выросли на 149 млн рублей