Цзун Цинхоу — самый известный китайский бизнесмен. Но в его речи до сих пор проскальзывают смешные словечки, подхваченные во время работы на рисовых полях в годы китайской культурной революции. Тогда миллионы молодых людей насильно депортировались на работу в деревню, горы или в отдаленные районы. Цзун Цинхоу был одним из них.

Сейчас Цзун с удовольствием обсуждает план преемственности в своей многомиллиардной бизнес-империи Wahaha. Он говорит, что его 31-летняя дочь Келли Цзун уже взяла на себя кое-какие обязанности в компании. И тут же добавляет: «Если у нее будут проблемы, я приду и надаю ей по попе».

Впрочем, с этой грубоватой фразой или без нее, но разговор о преемниках пока не имеет смысла. 67-летний китайский олигарх еще не собирается на пенсию. Сегодня он считается самым богатым человеком в Поднебесной.

Строитель брендов

Тем не менее последние полгода были для Цзуна непростыми. В ноябре 2012 г. он решил внести стратегические изменения в бизнес и занялся розничной торговлей, открыв торговый центр Waow Plaza в родном городе Ханчжоу, неподалеку от Шанхая. В ближайшие пять лет он планирует открыть 100 подобных центров. Предполагаемые клиенты — представители среднего класса, которые смогут покупать вещи класса люкс по умеренным ценам. Цзун собирается продавать им не слишком известные европейские бренды типа испанского Groc и итальянского Gregory.

Проблема в том, что торговый центр Waow Plaza начал бизнес не на той ноте. Его название, которое представляет собой сокращение от Wahaha Europe, вызвало насмешки. Лишь немногие клиенты посетили только что открытые магазины. А аналитики подвергли сомнению идею открытия торговых центров в эпоху бума интернет-торговли.

Но если Цзун и беспокоится, то он этого никому не показывает. «Это не проблема», — улыбается он. «Просто нужно время, чтобы построить бренд. В свое время я начинал с продажи мороженого, трудился как проклятый и построил собственный бренд на продаже своего продукта», — добавляет он.

Считают предводителем

Карьера Цзуна началась после китайской культурной революции. В 1966 г. школа, где учился будущий миллиардер, закрылась, и подобно миллионам других студентов его направили на работы в поле с крестьянами.

В Ханчжоу он вернулся только 15 лет спустя. В это время город переживал уже совершенно другую революцию. В 1980-х гг. роль государства в экономике Китая стала сокращаться. В Ханчжоу процветал частный сектор.

Цзун открыл первый бизнес в 1987 г. Он получил лицензию на продажу мороженого и безалкогольных напитков в школах. Это было за 10 лет до того, как он начал продавать один из своих самых ценных продуктов — минеральную воду, что актуально для Китая, где во многих домах до сих пор нет водопровода.

Wahaha, что в переводе означает «смеющийся ребенок», стала ведущей компанией в Китае по производству и продаже безалкогольных напитков. Бизнес быстро пошел в гору после того, как в 1996 г. компания Цзуна создала совместное предприятие с французской Danone.

Однако в 2007 г. партнерству пришел конец. Danone обвинила Цзуна в том, что он открыл другие компании, которые напрямую конкурируют с совместным предприятием, продавая продукцию под той же торговой маркой. А ведь Danone владела 51% акций в этом предприятии. … Читать целиком →

Зарегистрируйтесь, чтобы сразу читать полные тексты на одной странице.



Козлов: За 4 года автоподъезд к Мурманску “разветвится” на 5 развязок
В марте уровень безработицы в еврозоне составил 12,1%
Дивиденды Globaltrans за 2012 год выросли на 9,4% – до $0,7 на акцию