Частота поисковых запросов финансово-экономической тематики в Google тесно коррелирует с динамикой фондовых рынков и в принципе может быть использована для ее предсказания, цитирует Financial Times результаты многолетнего исследования группы британских и американских ученых. Так, стратегия краткосрочных сделок, основанная на частоте запроса «debt», принесла бы 326% прибыли с 2004 по 2011 г. — несмотря даже на мировой финансовый кризис. Ученым удалось доказать, что за ростом частоты поисковых запросов на финансовые темы почти всегда следует снижение фондового рынка, и наоборот — падение частоты запросов предшествует росту рынка. Реферат научной работы «Параметризация поведения участников фондового рынка с использованием Google Trends» публикует1 журнал Nature.
Доступность вычислительных мощностей и детальной сводной статистики поисковых запросов Google создает впечатление, что сконструировать подходящую стратегию на этой основе просто, но на самом деле это не так, замечает FT: выпускать «поискового» робота на реальные торги желающих пока нет. Не так давно большие надежды связывались с анализом настроения пользователей социальных сетей, но первый же такой хедж-фонд закрылся, проработав лишь месяц. Один из руководителей исследователей, преподаватель психологии поведения и финансов в Warwick Business School Тобиас Прейс, заметил, что поисковые данные сильно «зашумлены», поэтому поиск подходящих ключевых слов и калибровка их набора представляет собой нетривиальную задачу. К примеру, на первый взгляд слова «цвет» и «ресторан» лучше предсказывают динамику фондового рынка, чем «Dow Jones» и «рынки».
Исследователи объясняют природу установленной ими корреляции тем, что инвесторы, чувствуя приближение кризиса, склонны интенсивнее искать информацию о происходящем в экономике в интернете. Однако оказалось, что набор «успешных» поисковых слов достаточно контринтуитивен. Так (на материале поисковых запросов в США), стратегия, основанная на слове «нефть», принесла бы в 2004-2011 г. прибыль на уровне индекса Dow Jones, «руда» — всего лишь на уровне стратегии «держать», а запросы «forex», «дивиденды» и «окружающая среда» принесли бы только убытки. Стратегия на основе запросов по слову «Dow Jones» при этом дает порядка 200% прибыли — что все равно ниже, чем «инфляция», «недвижимость» и «портфель». Исследователи далее установили, что в среднем лучшие результаты дают слова, связанные с финансовым рынком (для калибровки они использовали тексты FT).
В целом суть инвестиционной стратегии, предложенной учеными, состоит в покупке (или долгосрочных инвестициях) на падении поисковых запросов по отобранным ключевым словам и в продаже на росте. Прейс предупреждает, что выводы исследования могут стать нерелевантными в будущем, так как выявление прогностической ценности поисковых запросов может изменить поведение людей. Тем не менее предложенной стратегией заинтересовались несколько инвесткомпаний, заметил он.