Седьмого марта ФАС возбудила дело по подозрению в картельном сговоре против РЖД, администрации Кемеровской области, крупнейших грузоотправителей и 12 железнодорожных операторов, говорится в письмах Якунина от 25 марта и руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева от 11 апреля Медведеву (копии есть у «Ведомостей»). Среди операторов — Первая грузовая компания (ПГК, контролируется Владимиром Лисиным), Федеральная грузовая компания (структура РЖД), «Нефтетранссервис», «Новотранс» (структура СДС), СУЭК, «Мечел транс», уточняет Артемьев.
РЖД и ФАС разошлись в оценке действий монополии по решению проблемы вывоза грузов с Кузбасса осенью 2011 г. (см. врез). Президент РЖД в своем обращении к Медведеву называет меры, принятые монополией, операторами и руководством Кузбасса для разрешения ситуации с вывозом угля, «успешными», не раскрывая их сути. Артемьев же сообщает премьеру, что ситуация изучалась с августа прошлого года. Инициатор расследования — Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава, пожаловавшееся в службу на ограничение конкуренции в Кемеровской области.
По данным ФАС, для разрешения кризиса с вывозом угля из Кузбасского региона руководство Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал РЖД), администрация Кемерова и 12 железнодорожных операторов заключили соглашение. Его суть такова: уголь из региона вывозят только эти 12 операторов, заявки на подачу вагонов остальных ЗСЖД удовлетворять не должна. В итоге 12 избранных операторов заключили договоры с грузоотправителями о том, кто, кому и в каком объеме будет подавать подвижной состав. Соглашение было оформлено протоколами совещаний при администрации Кемеровской области, пишет Артемьев.
Реализация соглашения привела к устранению конкуренции. А «рынок был разделен как по территориальному признаку, так и по объему оказываемых услуг», пишет Артемьев.
Якунин возражает, что компания не могла удовлетворить все заявки грузоотправителей. Кроме того, благодаря соглашению погрузка угля в Кузбассе стабильно растет. Между тем расследование ФАС грозит уголовным преследованием участникам соглашения, констатирует Якунин. Президенту РЖД кажется «ненормальным», когда «на руководителей РЖД, грузоотправителей региона и администрацию Кемеровской области по инициативе ФАС может быть возбуждено уголовное дело». Наказания по таким делам внушительные и включают как штраф от 300 000 руб., так и дисквалификацию и даже лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.
Кроме того, Якунин считает, что ФАС не должна была штрафовать РЖД за несвоевременный вывоз грузов в ноябре 2012 г. на 2,24 млрд руб. Компания с санкциями не согласилась и оспорила их в суде.
А поскольку ФАС напрямую подчиняется правительству, Якунин и просит Медведева прекратить оба разбирательства.
РЖД не имеет права отказывать грузоотправителям, парирует Артемьев. Ситуация же с вывозом грузов разрешилась только после того, как правительство осенью прошлого года велело РЖД брать недостающий парк в аренду у других операторов, причем по регулируемым государством ставкам. Наконец, сумма выписанного РЖД штрафа — минимально возможная, исходя из формулировок КоАП. А уголовные дела возбуждает не ФАС, а правоохранительные органы, «которым для привлечения к ответственности по ст. 178 УК РФ необходимо установить вину конкретных физических лиц». Ведомство же рассматривает дела «в отношении юридических лиц и органов власти», которые «не могут быть субъектами преступления», резюмирует Артемьев.
Схема, которую предложили РЖД и операторы, убрала с рынка небольших частных железнодорожных операторов, говорит топ-менеджер одной из крупных угледобывающих компаний. Цены на перевозку угля в 2012 г. хоть и выросли к уровню 2011 г., но это, по его мнению, не связано со схемой работы РЖД и операторов, а объясняется рыночной конъюнктурой.
Жалобщик — Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава сейчас уже изменило позицию. В действиях операторов отсутствуют признаки какого-либо сговора или иных антиконкурентных действий, говорится в заявлении НП. Созданная в 2011 г. в Кузбассе технологическая схема продолжает работать и не имеет альтернативы, уточняет представитель партнерства.
К уголовной ответственности за картель привлекают высшее руководство компаний (гендиректор), которые участвуют в сговоре, либо лиц, которые принимали решение о сговоре, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Но в случае с РЖД и операторами вряд ли кого-то привлекут к уголовной ответственности, отмечает юрист. Он указывает, что в России еще не выносилось ни одного обвинительного приговора по делам о картельных сговорах.
Представители РЖД, ПГК, НТС, СУЭК и «Мечел транса» от комментариев отказались. Представитель ФГК на вопросы не ответил. С представителем «Новотранса» связаться не удалось.