Судно, называемое драгой, сутки напролет передвигается от одного конца озера к другому. Его капитан, драгер Сергей Коржица, следит за каждым шагом. Отлучаться или отвлекаться нельзя ни на минуту. «Все может случиться. Может трос порвать, может цепь слететь, может и понтон пробить», — поясняет он.

Драга под названием «N 170» — старейшая на Колыме, ей уже 65 лет. Несмотря на почтенный возраст, за сезон она по-прежнему добывает сотни килограммов золота. Ковши погружаются на 12 метров и черпают грунт, внутри механизма горная масса перерабатывается, и золото как более тяжелый металл оседает.

И озеро, и драга за сезон сдвинутся на километры. Золото моют, переходя от одного участка к другому, пока не отработают весь полигон. Старатели не останавливают драгу ни на минуту. Золотодобывающее судно они называют живым организмом, который даже разговаривает по-своему: по издаваемому им звуку специалисты распознают, все ли в порядке.

Начальник дражного участка Юрий Пономарев согласен с этим: «Конечно, живая, естественно. Полностью живой механизм, в нем все связано полностью. И механизм этот надо ремонтировать, следить за ним, чтобы работал. А иначе золота не намоешь».

Есть и свои сложности. Работает драга в условиях вечной мерзлоты, вместо грунта — сплошной лед. На предприятии разработали и внедрили систему гидрооттайки. Начальник производственно-технического отдела предприятия «Сусуманзолото» Виктор Белозеров поясняет: «Гидрооттайку ведем с помощью гидроигл. Мощность драгирования — от шести до двенадцати метров. Чтобы не было мерзлоты, производим гидроотайку. Это удорожание себестоимости, но без этого никак».

Параллельно колымские старатели вскрывают грунт на открытых полигонах. Погрузчики и экскаваторы должны снять 20 метров так называемой «пустой» породы, и только потом приступить к добыче золота открытым способом – на промывочных приборах.

Но первый драгоценный металл колымские старатели уже дали — с драги сняли золотосодержащий концентрат, который теперь обработают на аффинажном заводе. На выходе — золото высшей пробы.



Узбекистан и ИБР подписали финансовое соглашение на $36 млн
“Уральские авиалинии” предупредили о банкротстве российских авиакомпаний из-за отмены таможенных льгот
Нефть дешевеет на фиксации прибыли инвесторами