Дискуссия о создании в России финансового мегарегулятора, продолжавшаяся последние шесть-семь лет, завершилась в конце 2012 года решением правительства об интеграции ФСФР в Банк России. В течение следующих двух лет будет создан единый финансовый регулятор на базе ЦБ, и, таким образом, завершится период раздельного регулирования различных секторов финансового рынка.
«Отдельным вопросом является перенос осуществления ряда функций ФСФР в ново создаваемую структуру», — сказал он, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных созданию мегарегулятора на базе ЦБ.
«Например, ФСФР является субъектом программы оказания государственных услуг в электронном пространстве в части выдачи ряда разрешительных документов. В то время как Банк России субъектом этой программы не является», — сказал аудитор. По его мнению, эти вопросы, казалось бы, не столь существенны, но они в то же время могут повлиять на Банк России с точки зрения его независимости.
Бесхмельницин пояснил, что в этом случае появляется подотчетность мегарегулятора перед правительством в части выполнения этих полномочий.
В свою очередь замминистра финансов России Алексей Моисеев признал, что создание мегарегулятора подразумевает передачу ему значительного количества функций ФСФР, а также часть функций Министерства финансов, Минтруда и других ведомств. Это сделано для того, чтобы упростить процедуру согласования документов внутри новой структуры, пояснил он.
Моисеев напомнил, что законопроект о создании мегарегулятора подразумевает внесение поправок в 47 действующих законов, при этом параллельно планируется принять поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КОАП) и закон о госслужащих. Это связано с широкой сферой деятельности ФСФР, пояснил замминистра. «ФСФР раскинул свои надзорные щупальцы намного дальше, чем нам казалось», — сказал он.
«Есть опасение, что передача большого количества полномочий может повлиять на независимость Банка России», — признал замглавы Минфина.
Он напомнил, что ЦБ является независимым в соответствии с Конституцией РФ только в части проведения денежно-кредитной политики. «Тем не менее, мы не вводим никаких дополнительных функций и не предполагаем каких-либо дополнительных полномочий правительства или кого бы то ни было с точки зрения надзора и контроля за Банком России», — подчеркнул Моисеев.
Он пояснил, что в сфере регулирования финансового рынка у правительства остаются законодательные функции. «В остальном Банк России будет независимым», — заверил он.